Средства обучения
Средства обучения — орудия деятельности учителя и учащихся, используемые для достижения целей обучения; представляют собой материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.
Существует множество классификаций средств обучения, отличающихся положенным в ее основу признаком. А. В. Хуторской выделяет следующие основания:
-
по составу объектов — материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);
-
по отношению к источникам появления — искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);
-
по сложности — простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
-
по способу использования — динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);
-
по особенностям строения — плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);
-
по характеру воздействия — визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);
-
по носителю информации — бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы, электронные учебники), лазерные (CD-ROM, DVD);
-
по уровням содержания образования — средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);
-
по отношению к технологическому прогрессу — традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (Web-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).
Особую группу традиционно составляют технические средства обучения (ТСО) — носители учебной информации, для проявления которой требуются специальные технические устройства. К ним относятся транспаранты, диа- и кинофильмы, видеофильмы, звукозаписи, компьютерные программы. К техническим устройствам относится различная проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура (кинопроекторы, диапроекторы, графопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны, школьные радиоузлы, телевизоры, видеомагнитофоны), тренажеры, универсальные технические средства, лингафонные устройства, электронно-вычислительная техника (компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники).
- История дидактики.
- 3.Развивающая функция.
- Противоречия процесса обучения
- Движущие силы процесса обучения
- Закономерности и принципы обучения
- Законы обучения
- Психологические компоненты усвоения
- Принципы обучения
- Теория учебной деятельности в общей теории учения
- Классификация методов
- Рациональное применение различных методов обучения
- Типология и структура уроков
- Нестандартные уроки
- Развитие в процессе обучения
- Современные технологии обучения
- Технология критериально-ориентированного обучения
- Неигровые методы
- Игровые методы
- Содержание школьного образования
- Культура как основа построения и определение содержания образования
- Ступени обучения
- Индивидуальные и типические особенности учащихся в процессе обучения
- Психологические закономерности формирования умений и навыков
- Теория поэтапного формирования и усвоения знаний, умений и навыков
- Этапы учебного процесса и их реализация в учебных ситуациях
- Требования к организации процесса обучения
- Планирование учебной работы
- Педагогическая диагностика
- Индивидуальный подход в системе дидактических принципов
- Педагогический такт и его роль в обучении, педагогическое мастерство
- Носители содержания образования
- Законы и закономерности обучения
- Средства обучения
- Внеурочные формы организации текущей учебной работы