logo search
Методичка ТиТРР детей ДБS-2 (3 cеместр)

Тема 2. Становление теории и методики развития речи как науки.

Тема предполагает изучение истоков зарождения и становления методики развития речи детей дошкольного возраста.

На семинарских занятиях в пределах этой темы предполагается рассмотрение вопросов развития речи в педагогических системах К.Д.Ушинского и Е.И.Тихеевой.

К.Д.Ушинский – основоположник педагогической системы первоначального обучения детей родному языку. Разработанная им педагогическая система первоначального обучения родному языку – закономерное продолжение материалистических идей в русской прогрессивной педагогике. Ушинским были сформулированы цели, принципы и задачи обучения, разработаны содержание и методика работы с детьми.

В педагогической системе К.Д.Ушинского учение о родном языке занимает одно из главнейших мест. Изучая рекомендуемую литературу, необходимо раскрыть основные положения о родном языке и его роли развития общества и отдельной личности.

Особого внимания требует изучение целей первоначального преподавания русского языка и средств их реализации с точки зрения современных научных знаний.

Практическим воплощением системы первоначального обучения детей русскому языку служит учебная книга «Родное слово». Важно отметить оценку К.Д.Ушинским роли устного народного творчества в развитии всех сторон личности ребенка и введение им фольклора в круг детского чтения. Дать анализ произведений К.д.ушинского.

Развитие методики обучения родному языку связано с именем Е.И.Тихеевой, сторонницы и последовательницы взглядов К.Д.Ушинского.

В процессе анализа книги Е.И.Тихеевой «Развитие речи детей» студентам необходимо выделить и раскрыть основные теоретические положения методики, содержание задач развития речи и соотнести их с современной программой. Рекомендуется изучить систему занятий по обогащению словаря (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин, дидактические игры с куклой, отгадывание загадок, упражнения для развития лексикона), по обучению связной речи, системы работы по «живому слову». Следует объяснить, почему разработанная Е.И.Тихеевой методика лежит в основе современной системы развития речи; показать научную обоснованность ее методики, значение для речевого развития ребенка, проверенность этой методики практикой.

В ходе дальнейшего изучения курса целесообразно проследить использование взглядов К.Д.Ушинского и Е.И.Тихеевой в современной теории и практике дошкольного воспитания.

Научные основы программы по развитию речи (деятельностный, психологопедагогический, возрастной подходы), ее структура. Задачи развития речи дошкольников – их лингвистическое и психолого-педагогическое обоснование. Содержание программных требований к различным сторонам речи детей и их усложнение по возрастным группам. Преемственность программ развития речи и обучения родному языку в детском саду и школе.

Средства осуществления программы развития речи детей.

СЕМИНАР 3. К.Д.Ушинский. Педагогическая система первоначальному обучению родному языку.

ВОПРОСЫ для обсуждения:

  1. К.Д.Ушинский о родном языке и его воспитательно-образовательном значении для детей.

  2. К.Д.Ушинский о целях первоначального обучения родному языку.

  3. Методические указания К.Д.Ушинского по вопросам первоначального обучения родному языку.

  4. Использование педагогического наследия К.Д.Ушинского в современной теории и рпактике речевого развития дошкольников /К.Д.Ушинский о развитии речи детей до школы, требование активного руководства развитием речи детей и т.д./.

  5. К.Д.Ушинский о роли устного народного творчества и национальной культуры в развитии личности ребенка.

  6. К.Д.Ушинский о развитии речи детей до школы.

  7. Анализ учебной книги К.Д.Ушинского «Родное слово»:

-педагогические принципы первоначального обучения детей родному языку;

-содержание и методы первоначального обучения родному языку;

-логические упражнения как средство умственного и речевого развития детей;

-роль народного творчества в развитии личности ребенка;

-значение книги К.Д.Ушинского «Родное слово».

ЗАДАНИЯ:

  1. Анализ учебной книги К.Д.Ушинского «Родное слово» /письменно/.

  2. Изучить литературу, сделать выписки по вопросам плана.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ушинский К.Д. Родное слово //Изщбр. Пед. Соч., т. 1 – М., 1974.

  2. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка /Избр.Пед.Соч. т.1 – М., 1974.

  1. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии /письмо третье/ Собр.соч., т.3.

  2. Ушинский К.Д.Родное слово /книга для детей/ Избр.Пед.соч., т.2 – М., 1974

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Логинова В.И. Проблемы методики развития речи в трудах К.Д.Ушинского //Дошкольное воспитание. – 1979. – № 1.

  2. Плеханов А. Проблема дошкольного воспитания в педагогической системе К.Д.Ушинского (раздел «Родной язык как средство воспитания») //Дошкольное воспитание. – 1974. - № 4.

СЕМИНАР 4. Вопросы развития речи дошкольников в работах Е.И.Тихеевой.

ВОПРОСЫ для обсуждения:

  1. Е.И.Тихеева о роли родного языка в развитии личности ребенка.

  2. Основные теоретические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И.Тихеевой.

  3. Разделы работы по развитию речи детей:

  1. Е.И.Тихеева о создании условий для развития речи и обучения родному языку.

  2. Е.И.Тиъхеева о содержании и методах словарной работы в детском саду.

  3. Развитие речи детей в разных видах деятельности.

  4. Вклад Е.И.Тихеевой в методику развития речи детей дошкольного возраста.

ЗАДАНИЯ:

  1. Сделать выписки по вопросам семинара.

  2. Подготовить реферат по любому из разделам работы по развитию речи детей /вопрос 4/ из книги Е.И.Тихеевой Развитие речи детей.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Е.И.Тихеева Развитие речи детей /раннего и дошкольного возраста/. – М., 1981.

  2. Гребенщикова Е.А. Взгляды Е.И.Тихеевой в области развития речи детей. – М., 1967.

  3. Е.А.Флерина Живое слово в дошкольном учреждении. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Под ред. М.М.Алексеева, В.И.Яшина/. – М., 2000.

  4. Е.И. Тихеева Игры и занятия малых детей. – М., 1965.

СЕМИНАР 5. Характеристика программ развития речи дошкольников.

ВОПРОСЫ для обсуждения:

  1. Научные основы программ развития речи и ее структура.

  2. Задачи развития речи дошкольников, их лингвистическое и психолого-педагогическое обоснование задач.

  3. Содержание программных требований к различным сторонам речи детей и их усложнение по возрастным группам.

  4. Преемственность программ развития речи и обучения родному языку в детском саду и школе.

ЗАДАНИЯ:

  1. Изучить программы развития речи /на выбор/. Установить перечень разделов программ, в которых излагаются требования к речевому развитию детей:

  1. Провести сравнительный анализ 2-х современных программ речевого развития дошкольников по направлениям:

  1. Выделить и записать усложнения программных требований к разным сторонам развития речи.

  2. Наличие требований к речевым достижениям дошкольников к концу учебного года.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Программа воспитания, обучения и развития в детском саду. – /Под ред. М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой и др. – Дошкольное воспитание. – 2003.

  2. Программа «Развитие» – Науч. Руководитель Л.А.Венгер. – М., 1994.

  3. Радуга. Программа и руководство для воспитателей. /Сост. Т.Н.Доронова. – М., 1993., 1994, 1996.

  4. Сохин Ф.А. Задачи развития речи //Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 4-16.

  5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994.

  6. Типовые программы 1-4 классов . – М., 1995.