1.1. История развития физической культуры как области общественной жизни
Идеалом человеческой индивидуальности во все времена является гармонически развитая личность, характеризующаяся определенными физическими, умственными и духовными качествами. В достижении такого идеала большую роль играет физическая культура. Она, прежде всего, необходима для формирования здорового человека.
Каждый человек хочет быть здоровым, чтобы создать здоровую семью, чтобы долго жить и плодотворно работать. Эталон красоты у любого народа также включал в себя признаки здорового, хорошо развитого тела – рельефные мышцы, правильную осанку, подтянутую кожу рук и ног и т.д.
Для многих членов современного социума (человеческого общества) физическая активность, спорт – это еще и способ самореализации. Желание побеждать и испытать радость победы над собой или над соперником также дарит человеку спортивная деятельность. При этом каждый человек выбирает тот вид спорта, который больше подходит ему по характеру. Занимаясь спортом, люди еще и общаются с единомышленниками, приобретают друзей, с которыми у них возникают общие интересы, связанные с физической культурой. (Назовите причины, которые побудили вас выбрать спортивную секцию по тому вид спорта, которым вы занимаетесь в настоящее время).
Причинами, которые побуждают человека заниматься физической культурой и спортом являются: а) улучшение или изменение показателей своего физического состояния, телосложения, развития, здоровья; б) достижение высоких личных результатов в спорте; в) проведение активного досуга, переключение от умственной деятельности к двигательной активности; г) самореализация за счет спортивной деятельности (спортсмены, тренеры); д) общение в кругу единомышленников, придерживающихся здорового образа жизни. (Распределите названные причины в порядке уменьшения их важности для вас).
Какими особенностями характеризуются физическая культура и спорт как виды человеческой деятельности? Рассмотрим некоторые из них.
Физическая культура является одной из составных частей понятия культура. Это сложное понятие, имеющее более 500 смысловых оттенков. Первоначально слово «культура» в переводе с латинского означало «возделывание», «обработка». В изучаемом нами курсе важным является понимание культуры как процессов материальной и духовной деятельности людей, так и результатов этой деятельности. Например, к культуре относится создание музыкального произведения (духовная деятельность), его исполнение, изготовление партитуры в форме книги, а также музыкального диска (результат деятельности в форме материального объекта).
Физическая культура – это специфический вид социальной деятельности, заключающийся в целенаправленных занятиях физическими упражнениями, в усвоении и применении соответствующих знаний и навыков, а также в участии людей в спортивных мероприятиях и соревнованиях.
Спорт представляет собой составную часть физической культуры, т.е. деятельность направленную на достижение высоких результатов физического развития индивида в конкретном виде физических упражнений (беге, метании копья и др.)
Цель физической культуры в обществе состоит в удовлетворении определенных физических и духовных потребностей индивида в процессе выполнения им физических упражнений. Она осуществляется через решение задач по оздоровлению, развитию, воспитанию и образованию членов социума в процессе физического воспитания. Занятия физической культурой способствует развитию организма индивида, его оздоровлению, воспитанию у него качеств личности, необходимых для реализации его жизнедеятельности в социуме.
Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе исторического развития зависит географической среды, условий труда, быта людей, условий их жизни и уровня развития экономических и социальных факторов. Рассмотрим важнейшие особенности физической культуры общества разных регионов на разных этапах развития цивилизации.
- Введение
- История образования в области физической культуры. Особенности современного физкультурно-педаго-гического образования в России
- 1.1. История развития физической культуры как области общественной жизни
- 1.1.1. История физической культуры за рубежом
- 1.1.2. История физической культуры в России
- 1.1.3. Характеристика проблем физической культуры современной России
- История развития физкультурно-педагогического образования в России
- Возникновение и становление педагогической профессии в сфере физической культуры
- Роль мыслителей и ученых в развитии педагогической мысли в сфере физической культуры
- Особенности профессии современного педагога по физической культуре
- 1.3. Структура физкультурно-педагогического образования в современной России
- 1.4. Предметная подготовка специалистов в сфере физической культуры. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурно-педагогическом образовании
- Основные виды педагогической деятельности в сфере физической культуры
- 2.1. Сущность педагогической деятельности специалиста в области физического воспитания
- 2.2. Краткая характеристика профессиональной деятельности педагога по физической культуре в образовательных учреждениях различных типов
- Основные виды педагогической деятельности специалиста по физической культуре
- Особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры в образовательных учреждениях различных типов
- Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера
- Виды профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- Сущность профессиональной педагогической деятельности инструктора-организатора рекреации и туризма
- 2.3. Закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 2.4. Значение педагогических исследований в формировании специалиста в сфере физической культуры
- 2. Практические методы исследования
- Профессиональное становление специалиста по физической культуре в системе непрерывного образования
- 3.1.Профессиональные требования к специалисту в сфере физической культуры
- Мотивационно-профориентационные компетенции
- Информационные компетенции
- Креативные компетенции
- Коммуникативные компетенции
- Исследовательски-методические компетенции
- Спортивно-оздоровительные компетенции
- 3.1.1. Профессиональное самообразование педагога по физической культуре
- Профессиональный рост учителя физической культуры в образовательных учреждениях разных типов
- Пути построения профессиональной карьеры спортивным тренером
- Профессиональная карьера специалиста по адаптивной физической культуре
- Профессиональное совершенствование инструктора по спортивно-оздоровительному туризму
- 3.2. Мотивация педагогической деятельности, формирование педагогической направленности специалиста по физической культуре
- 3.3. Формирование профессионально важных качеств личности специалиста по физической культуре в ходе получения им профильного образования
- Заключение
- Список литературы
- Глоссарий
- Содержание
- Введение в педагогическую деятельность в сфере физической культуры