logo search
билеты по игровой деятельности

Структура игры, характеристика структурных компонентов.

Выделил Эльконин

1. роль – центр игры, самый главный элемент. Это способ поведения ребенка в игре, который должен соответствовать принятым в обществе нормам, правилам. Бывают главные и второстепенные.

2. ролевое поведение регулируется правилами и нормами.

3. игровые действия – носят разный характер, как условный так и реальный или заменяеться словом.

4. игровые предметы – игрушки, атрибуты и предметы заместители.

5. сюжет – та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре. Могут быть бытовыми, профессиональные, социальные( игра в некий праздник).

6. содержание – то что выделено и воспризведено детьми в качестве главного элемента действительности между взрослыми в их трудовой и общественной деятельности. Сюжет может быть один, а содержание разным.

7. ролевые отношения- определяют выбор и распределение ролей. При выборе партнера дети оценивают нравственные качества сверстников их умения, так же по симпатии.

8. реальные отношения – наступают тогда, когда ребенок выходит из роли. Могу противоречить игровым, чем старше ребенок, тем чаще этот конфликт, разрешается в пользу реальных отношении.

Вывод – все структурные компоненты взаимосвязаны друг с другом и их объединяет главный компонент - роль.

  1. возникновение предпосылок ролевой игры в младенческом и раннем возрасте.

Игровая деятельность проходит длительный путь развития, первые элементы игры появляются в младенческом возрасте.

1 этап развития называется ознакомительным.

Мотив, побуждение задается взрослым с помощью игрушки. Действие с игрушкой носят мунипулятивный характер.

Дети 2-3 месяца следят за приближающимся или отдоляющимся от них взрослым, фиксируют взгляд на ярко окрашенном предмете. Ребенок хаотично двигает руками, наталкивается на предметы, на которых сосредоточен взгляд, в следующии раз ребенок направляет свое действие, это развивает зрительно двигательную координацию, ребенок захватывает предмет. Первые его действия хватательные, после у них развиваються поворотные и цепные движения( похлапывание по предмету, размахивает ими перекладывает из руки в руку, постукивает предметы друг о друга).

Эти движения нужны чтобы рассмотреть редмет, изучить его свойства. И эти действия являються основными первых месяцев жизни ребенка по изучению предмета. На ознокомительном этапе игры, познаются физические свойства предмета(цвет, форма, звук). Ребенка больше привлекают новые или полузнакомые предметы, а к хорошо знакомым пропадает интерес. Взрослым нужно предлагать новые игрушки ребенку и показывать действия с ней. Если разнообразить игрушки по форме, упругости, звучанию, то у ребенка на основе ориентировачных действии, формируются предметно спецефические действия. Большое значение имеет общение со взрослым. Первый сюжет игры в жизнь ребенка входит с помошью мамы( ладушки, коза – рогатая). Они в стихотворной форме, сначала она сама все проговаривает и рассказывает, в следующии раз стимулирует ребенка, покажи как сорока кашу варила. А в 8-10 мес ребенок становиться участником игры. Игра и средство общения с ребенком превращаются в совместную игровую деятельность взрослого и ребенка.

Вывод на первом этапе ознакомительном ребенок познает свойства предмета, учится действовать с ними, и создает предпосылки для перехода игровой деятельности на новый этап.

Развитие игры в раннем возрасте.

При правильной организации воспитательной работы первого полугодия, второго года жизни, дети начинают переходить от действии основанных на свойствах предметов и игрушек к отражению, практических, смысловых связей между ними т.е. обыгрывать доступных пониманию ребенка, сюжетов из его жизни.

2 этап сюжетно отобразительная игра. Особенности: - стремление многократно повторить одно и тоже игровое действие.( кашу сварит раз 10 может).

Во второй половине второго года жизни расширяется сфера взаимодействия малыша с

окружающим. Нарастает потребность ребенка в совместной со взрослым деятельности.

Пристально наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретенный

в действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность отображать

действия людей с предметами в соответствии с назначением, принятым в обществе

(например, процесс кормления, лечения). Теперь действия направляются не на получение

результата, а на выполнение понятной по прошлому опыту условной цели. То есть

действие становится условным, а его результат - не реальным, а воображаемым. Ребенок

переходит к сюжетно-отобразительному этапу развития игры.

На третьем году жизни малыш начинает стремиться к реализации игровой цели, поэтому

указанные действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить

ее обедом. Действия постепенно обобщаются, становятся условными: ребенок подносит

ложку несколько раз к кукле и, считая, что обед закончен, переходит к другому игровому

действию. Малыш постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослого.

Подчеркнем, что возникновение игровых целей возможно в том случае, если у ребенка

сложился образ взрослого и его действий.

В сюжетно-отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и

элементы поведения взрослых в реальной жизни. В играх появляется «роль в действии».

Ребенок выполняет функцию мамы-парикмахера, не называя себя в соответствии с этой функцией. И на вопрос взрослого: «Ты кто?» отвечает: «Я Юля (Лена, Андрюша)». В

таких играх действия с сюжетно-образными игрушками на первых порах очень похожи на

реальные практические действия с предметами и постепенно становятся обобщенными,

превращаясь в условные. Тогда ребенок начинает действовать с воображаемыми

предметами: кормит куклу несуществующей конфетой.

Развитие игровых действий обусловлено развитием предметных. Освоение предметных

действий приводит к их обобщению и включению в другие ситуации. Переходу

предметных действий малыша в игровые способствует взрослый, когда показывает

игровые или побуждает ребенка выполнить их: «Покорми мишку. Покачай лялю».

Позднее дети сами превращают предметные действия в игровые.

Развитие сюжета игр исследовали Н.Михайленко, Н.Пан-тина. Сначала сюжеты

описывают действия одного персонажа с определенными предметами в одной или

последовательно сменяющихся ситуациях. Персонажи, предметы и действия с ними

жестко фиксированы и повторяются как бы по одному образцу. Например, девочка варит

обед, кормит мишку. Затем сюжеты включают несколько персонажей с набором

определенных связей. Связь персонажей задана посредством их включения в общую

ситуацию роли через последовательный обмен действиями. Здесь возможны три варианта

действий. Первый предполагает два фиксированных персонажа, один из которых - объект

действия другого, например парикмахер и клиент. Второй состоит из самостоятельных

действий, включенных в общую ситуацию, например машинист и пассажиры. В третьем

персонажи обмениваются действиями: покупатель выбирает товар, а продавец

взвешивает. К концу третьего года жизни наблюдаются сюжеты, в которых наряду с

набором действий заданы и некоторые отношения между персонажами. Например,

отношения руководства и подчинения в игре «детский сад», когда воспитатель ведет

занятие, а дети слушают. Или сочетание руководства и подчинения с равноправным

обменом действиями, когда в этой же игре на смену воспитателю приходит музыкальный

руководитель, затем детей забирают родители.

На третьем году жизни развиваются взаимоотношения детей в игре. Сначала они

возникают по внеигровому поводу -места или игрушки, привлекающей ребенка. Потом у

детей, продолжающих играть в одиночку, формируется умение играть с игрушками,

проявляется интерес к деятельности сверстников и подражание их действиям.

Взаимоотношения также возникают по внеигровым поводам. Ребенок жалуется, если кто-

то из детей мешает ему играть или отнимает игрушку. Малыш протестует против

вмешательства в его игру другого ребенка. Он может отнять нужную ему для игры

игрушку, не уступить ее, поделиться радостью обладания ею, своими небольшими

достижениями в игре (красиво нарядил куклу).

Следующий этап развития взаимоотношений в игре связан со становлением собственно

игрового взаимодействия детей на основе общего места игры, выполняемого

одновременно действия (один строит, другой подает кирпичики). Дети присоединяются к

играющему рядом сверстнику, радуются совместным усилиям, понимают, когда кто-то из

детей не выполняет общего действия, высказывают жалобы-претензии к его качеству. В

конце третьего года жизни возникает взаимодействие с ровесниками по поводу ролевого

действия, качества его выполнения, достигнутого результата.

Таким образом, складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет

интенсивно развиваться в дошкольном детстве. Перечислим эти предпосылки: - ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы-

заместители в соответствии с их игровым значением;

- усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику

жизненных связей;

- действия обобщаются и отделяются от предмета;

- ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с

этим называть себя именем взрослого;

- происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец

действий, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, но как взрослый.

Подчеркнем особенности развития игровой деятельности в раннем возрасте:

- формируются первые игровые умения;

- складывается способность ставить и решать игровые задачи;

- начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;

- формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.