logo search
Вопросы к ГЭК по ТиММузВоспДетДВ

Методика организации музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям характеризуется следующим: в ходе освоения репертуара детей постоянно упражняют, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением; разучивая игры, хороводы, пляски, последовательно усложняют задания с учетом особенностей репертуара; неоднократно повторяют выученный материал, закрепляя знания, которые дети смогут применять в самостоятельной деятельности; постоянно стимулируют творческую самостоятельность ребят, используют разнообразные варианты игр, плясок, хороводов; предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

В первые месяцы жизни ребенок, слушая пение взрослого или мелодии, исполняемые на металлофоне, проявляет активность. Вначале эта активность произвольна и включается в общий «комплекс оживления». Постепенно двигательная реакция на музыку становится произвольной, и дети начинают вслед за воспитателем повторять несложные движения.

С общим развитием и ростом малыша увеличивается возможность двигаться под музыку, расширяется объем движений. Дошкольники осваивают некоторые плясовые элементы: хлопки в ладоши, взмахи рукой, легкие полуприседания, ударяют рукой по бубну и т.д. Им становится понятна игровая ситуация, и они выполняют простые игровые действия, связанные с содержанием песни, потешки («ладушки», «коза идет», прячутся, закрывая лицо руками). Позже малыши могут освоить элементарные взаимосвязи музыки и движения: пробуют ходить, плясать под соответствующее музыкальное сопровождение, хотя движения эти еще мало согласованы, плохо координированы. Программа музыкально-ритмического воспитания детей этого возраста (группы «Малютки») включает освоение некоторых движений под музыку: ходить, выполнять несложные игровые действия (птичка прилетела, улетела, пальчики пляшут, пальчики спрятались и т.д.), повторять плясовые движения за воспитателем (притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, стоя слегка пружинить ногами, покачиваться с ноги на ногу). Помимо этого, намечаются игры, пляски, упражнения, т.е. подбирается определенный репертуар. На данном этапе обучения детей музыкально-ритмической деятельности решается задача — развитие первоначальных проявлений ритмичности, освоение детьми начальных игровых и плясовых движений.

Для этого внимание малышей привлекается к тому, что играть и плясать следует под музыку, а с ее окончанием, прекращать движение. Вырабатывая элементарную ритмичность, воспитатель приглашает детей пройтись вместе с ним под музыку («стайкой»), похлопать в ладоши, позвенеть погремушкой.

В основе методики музыкально-ритмического развития детей на первом–втором году жизни лежат совместные действия воспитателя и ребенка, первоначальные подражательные движения. Первое время воспитатель управляет движениями рук и ног малыша, давая ему возможность ощутить необходимую ритмичность. Когда ребенок начинает сидеть, воспитатель берет его на руки и танцует вместе с ним. Научившись стоять, дети под веселую музыку начинают. Воспитатель берет малыша за руки и показывает ему движения, связанные с плясовой музыкой: взмахивает руками, хлопает в ладоши и т.п.

Для активизации детей, пробуждения интереса к движениям под музыку широко применяются разнообразные игровые приемы, используются игрушки. Например, в гости к детям приходит мишка, который «смотрит», как малыши двигаются, «танцует» с ними и для них. Используются игровые действия с предметами: под музыку дети машут флажками, маршируют с ними, звенят погремушками, прячут и находят их, танцуют с платочками. Показывая игру, педагог сразу предлагает детям в ней участвовать. Например, в игре «Прятки», когда исполняется первая спокойная часть музыки, он говорит: «Спрятались детки, сидят тихо-тихо, не могу их найти» (ребята в это время сидят на стульях). С началом второй подвижной части музыки воспитатель «находит» детей, зовет: «Идите со мной плясать!»

На третьем году жизни в связи с общим физическим развитием детей их движения под музыку становятся более уверенными, однако недостаточно согласованными. В передаче общего характера движения (бег, ходьба) еще нет умения одновременно с музыкой начинать и заканчивать движения, отмечать метрическую пульсацию ходьбы и бега.

Обучая ребят согласованным движениям под музыку, развивая чувство ритма, педагог учит двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыкального произведения. Привлекает внимание детей к тому, что под одну музыку можно плясать, под другую – ходить, давая им возможность самостоятельно это различать (например, исполняет марш и пляску, дети должны сами изменить характер движений). Ребят учат отмечать изменением движений двухчастную форму пьесы, силу звучания (громко, тихо); продолжают развивать ритмичность в ходьбе и беге под музыку.

Игры и пляски, с которыми знакомят детей, включают умения двигаться по кругу, взявшись за руки, парами. Игры под музыку помогают освоить некоторые образно-имитационные движения, передавая музыкально-игровой образ («зайчики», «медвежата», «птички» и т. д.). Танцевальные движения также усложняются: надо уметь одно временно хлопать в ладоши и топать ногами, покачиваться с ноги на ногу, полуприседать.

Постепенно дети обогащаются разнообразными плясовыми и образными движениями, которые позволяют им полнее передавать характер музыки, учатся притопывать попеременно каждой ногой, поворачивать кисти рук, кружиться по одному, парами, могут инсценировать несложные песни, полевки, выполняя под музыку действия, подсказанные текстом.

Развитию движений помогают упражнения под музыку с использованием флажков (взмахи), платочков (плавные движения), погремушек 9поднимать, опускать, прятать).

Репертуар музыкально-ритмических движений составлен из разнообразных игр, плясок и упражнений, которые способствуют усвоению программных навыков и умений, дают возможность детям осваивать их постепенно и последовательно. Игры с пением и под инструментальную музыку содержат простые игровые действия: догонялки, прятки или движения, продиктованные текстом и музыкой.

Игры под инструментальную музыку позволяют выразительно передавать доступными средствами игровой образ («котята» тихо бегают, «зайцы» весело прыгают, «воробушки» легко летают, машут крыльями и т.п.). Обычно игры сопровождаются двухчастным музыкальным произведением, форму которого ребята отмечают движениями, например, укачивают куклу и танцуют с ней («Игра с куклой», музыка В. Карасевой).

Пляски также становятся сложнее, сопровождаются музыкой двухчастной формы и требуют соответствующих движений. Использование текста помогает педагогу в обучении.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям основана на показе педагога и коротких его указаниях. В работе над точностью выполнения задания всеми детьми очень важно правильно и четко показать движение. Вы полнить его малышам поможет эмоциональный тон педагога, вызывающий у детей желание двигаться под музыку, а также использование различных игрушек и атрибутов.

Если у малышей вызовет затруднение выполнение какого-либо движения, построения, необходимо поупражняться в этом отдельно. Усвоению содержания игр и необходимых навыков способствуют многократные, последовательные их повторения. Обучая четырехлетних детей музыкально-ритмическим движениям, воспитатель использует как свой показ, так и показ детей, правильно выполняющих задания.

Разучивание новой пляски, игры требует целенаправленного восприятия музыки, определения особенностей, её звучания (хлопками в ладоши, взмахами рук и т.п.). Например, различая контрастное звучание двухчастной пьесы В. Карасевой «Игра с куклой», ребята подкладывают ладоши под щеку — кукла «спит», подняв руки, вращают кистями — кукла «пляшет».

При ознакомлении с музыкой к сюжетной игре необходимы образные пояснения, использование соответствующей игрушки, чтобы малыши почувствовали характер каждого персонажа. Чтобы научить детей начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, музыкальный руководитель делает замечания ребятам, которые отвлекаются, напоминает, чтобы они сосредоточивали свое внимание на музыкальном звучании, повторяет пьесу, добиваясь точного выполнения задания.

К детям группы «Почемучки» в процессе занятий музыкально-ритмическими движениями предъявляются гораздо большие требования. Их учат точнее исполнять задания, самим исправлять ошибки, осознанно относиться к качеству движений. Развивают наблюдательность, инициативу и самостоятельность детей при выполнении заданий.

В данной группе закрепляются ранее полученные навыки, вводятся новые, более сложные. Например, дети должны уметь изменять движения в соответствии с чередованием менее контрастных музыкальных фрагментов, с динамическими изменениями и.т.д. также происходят изменения и в основных видах движений, гимнастических упражнениях, перестроениях, образных и танцевальных движениях. Детей учат выполнять движения с предметами, перестраиваться из круга врассыпную и обратно, инсценировать песни в соответствии с характером и средствами выразительности музыкальных произведений, выразительно воплощать игровые образы.

Тематика игр в данной возрастной группе более разнообразна, их содержание достаточно развернутое, сложнее музыкальные задания. Пляски усложняются с точки зрения движений и построения, музыкальный материал становится более разнообразным по форме и содержанию. Вводятся игры с индивидуальными ролями. В группе «Почемучки» используется много плясок с зафиксированными движениями, вводится самый простой вид пляски-импровизации типа «Зеркало». Дошкольники работают со всеми видами упражнений, хотя упражнения-композиции даются очень простые, состоящие из 2–3 элементов движений. Роль воспитателя меняется, больше самостоятельности в выполнении движений предлагается детям.

В процессе обучения все большее место начинает занимать индивидуальная работа – вызовы для демонстрации движения одного, двух, трех детей, причем вызываются не только дети хорошо усвоившие способ выполнения движения, но и не справляющиеся с ним, что в дальнейшем активизирует детей, помогает сосредоточить их внимание.

Раньше, чем показать детям игру или пляску, необходимо дать им послушать музыку, привлечь их внимание к характеру, форме и средствам выразительности музыкального произведения.

Усложнение программы в группе «Фантазеры» обусловлено уже приобретенным детьми жизненным и музыкальным опытом, также уровнем их физического и психического развития: движения стали более скоординированными, развились ориентировка в пространстве и воображение, внимание стало более сконцентрированным. В этом возрасте у дошкольников в достаточной степени развиты музыкальные способности – чувство ритма, музыкальный слух; к выполнению задания подходят более осознанно, умеют давать оценки своей деятельности. Старшие дошкольники должны уметь: ритмично двигаться в соответствии с характером музыкального произведения, его частями и динамикой звучания, темпом и ритмом, ритмическим рисунком.

В группе «Фантазеры» игра остается важным видом деятельности, но пляски и упражнения занимают большее место. В каждой из игр воспитатель обучает детей музыкальным навыкам и одновременно разучивает с ними движения. В играх дети могут имитировать различные движения трудовых процессов, некоторых животных, передавать образы окружающей жизни. Часто в игры включаются пляска, маршировка, различные построения, перестроения, элементы соревнования.

В несюжетных играх от детей требуется очень четкая реакция на музыку, перед ними стоит задача двигаться ритмично в соответствии с характером музыки, быстро ориентироваться при переходе от одного движения к другому со сменой частей музыкального произведения. При разучивании несюжетной игры сначала дается слушание музыки, а затем детей спрашивают, какая это музыка, сколько в ней частей, какие движения можно выполнить под эту музыку? Затем педагог, если это необходимо, объясняет и показывает игру. Не всегда следует начинать разучивание с показа движений, иногда допустимо только дать указания. Отдельные детали игры предварительно разучиваются в подготовительных упражнениях.

Сюжетные игры подбираются более развернутые, с большим количеством персонажей. От дошкольника требуется «войти в образ», проявить воображение, свои творческие потенции. Вначале педагог дает образный рассказ, который настраивает на игру и только потом играет музыкальное произведение. В тех случаях, когда образ игры детям недостаточно знаком, или если его передают неправильно, педагог на последующих занятиях еще раз исполняет музыку, обращает внимание на ее характер, сам показывает примерные образцы движений.

Обучение играм, пляскам, упражнениям-композициям проходит по трем этапам: на первом этапе необходимо ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой, создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание. Педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить желание разучить его. Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.

На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения. Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий. На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения.

На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни.

Для правильной организации разучивания с детьми игр, плясок и упражнений педагог должен соответствующим образом подготовиться: тщательно разучить музыкальное произведение; проанализировать его с точки зрения общего характера и музыкальной формы; исполнить самому движения данной игры, пляски, упражнения; стремиться к их выразительности, точности, разработать методику обучения.

Таким образом, методика обучения дошкольников музыкально-ритмическим движениям разнообразна и вариативна, что способствует глубокому и осознанному усвоению ими музыкально-ритмических навыков, необходимых для их общего музыкального развития.