Характеристика деятельностного подхода в обучении.
Основоположником подхода является Выготский. Ему принадлежит идея о том, что развитие осуществляется путем овладения в ходе обучения специальными орудиями (знаками). Соответственно, цель обучения — не накопление знаний, а формирование умения действовать. Знания должны стать средством обучения действием.
Данный подход нашел свое отражение в теориях поэтапного формирования умственных действий (Гальперин), развивающего обучения (Эльконин, Давыдов), проблемного обучения (Оконь, Махмутов).
Также леонтьев, запорожец, зинченко...
Структурные компоненты уд: субъект учения - ученик, учитель, предмет учения, продукт учения, процедура учения.
Динамические компоненты уд: мотивация, постановка учебной задачи, учебные действия, контроль - самоконтроль, оценка - самооценка.
Теория поэтапного формирования уд
Гальперин 1956 - Талызина и др.
1. Формирование мотивации
2. Формирование оод
3. Форм материализованного действия
4. Форм действия в плане социализированной речи
5. Форм действия во внешней речи про себя
6. Форм уд во внутреннем плане
Ориентировочная основа действия:
Полная - неполная
Конкретная - обобщенная
Полученная в готовом виде - самостоятельно найдена учеником
Типы учения по гальперину:
1 оод неполная, конкретная, получаемая самостоятельно
2 оод полная,конкетная, дана в готовом виде
3 оод полная, обобщенная, получаемая самостоятельно
Теория развивающего обучения эльконина-давыдова
Предпосылки:
1 ученик - субъект учебной деятельности (рубинштейн)
2 положение о ведущей роли обучения в психич развитии ребенка (выготский)
3 согласно эльконину, в младшем школьном возрасте а) ведущ деятельность - учебная, б) основное психическое новообразование - абстрактно-теоретическое мышление и произвольное управление поведением
Теоретическое: обобщение - содержательное, внутр связи, принцип - от общего к частному, уд - анализ роли и функции предмета, явления.
Эмпирическое: обобщение - формальное, внешние св-ва, принцип - от частного к общему, умственные действия - сравнение, группировка, классификация.
Цель: формирование у детей мл шк возр основ теорет мышления.
Принципы:
1 научить искать и получать знания самостоятельно
2 предмет усвоения - общие способы действия
3 освоение общего способа происходит в развернут учебной деятельности.
4 ученическая работа - поиск и проба средств решения задачи
Система безотметочного оценивания
Принципы:
Дифференцированная содержательная оценка деятельности
Совместное определение критериев оценки
Самооценка предшествует оценке учителя
Роль:
Создаются условия для формирования внутренних содержательных критериев оценки учебной деятельности
Система является более благоприятной для развития личности младш шкльника, чем традиционная.
Эффекты:
Познавательные процессы: рефлексия, способность к анализу и планированию
Личностное развитие: структура самосознания, уровень саморегуляции произвольной активности.
-
Содержание
- Педагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет. Соотношение процессов развития, обучения и воспитания.
- Исторические этапы развития педагогической психологии.
- Характеристика деятельностного подхода в обучении.
- Бихевиористический подход в обучении.
- Когнитивный подход в обучении.
- Характеристика гуманистического подхода в обучении.
- Психологическая схема труда учителя.
- Синдром «эмоционального выгорания» учителей.
- Психологические основы организации учебного сотрудничества.
- Учебная мотивация: понятие, виды учебных мотивов.
- Динамика изменения учебной мотивации в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.
- Влияние педагогической оценки на познавательное и личностное развитие ребенка (по б.Г. Ананьеву).
- Структура, цель, задачи психологической службы. Основные виды деятельности школьного психолога.