Направления деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения и их краткая характеристика
К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:
психолого-педагогическая диагностика;
коррекционно-развивающая работа;
здоровьесберегающая деятельность;
психолого-педагогическое консультирование;
психологическая профилактика и просвещение;
методическая работа;
психологическое сопровождение управленческих процессов.
В рамках каждого направления педагог-психолог осуществляет работу с детьми, воспитателями (другими специалистами дошкольного учреждения) и родителями воспитанников.
Психолого-педагогическая диагностика
Цель данного направления деятельности — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности воспитанников в целях организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания.
Основанием для проведения психодиагностических мероприятий с детьми, педагогами и родителями является план работы дошкольного учреждения или распоряжение заведующей дошкольным учреждением.
С детьми проводятся следующие психодиагностические мероприятия:
Наблюдение за процессом адаптации вновь прибывших воспитанников.
Диагностика психического развития воспитанников в средней и старшей группе дошкольного учреждения.
В старшей группе индивидуальная и групповая психодиагностика проводится дважды - в начале и в конце учебного года. В начале года изучение психического и личностного развития с целью формирования групп для коррекционно-развивающей работы, в конце учебного года - диагностика готовности детей к обучению в школе, по результатам которой заполняется Карта выпускника.
В ходе диагностических исследований в средней и старшей группе выделяются группы детей для организации последующей коррекционно-развивающей работы: 1) дети, превышающие нормативные показатели по уровню развития (способные, одаренные); 2) имеющие особенности в общении, поведении, проявлении эмоций (агрессивные, застенчивые, тревожные, упрямые, гиперактивные и т.п.); 3) дети, не соответствующие общепринятым нормам психического развития.
При необходимости педагогом-психологом совместно с воспитателями может проводиться изучение степени эмоционального благополучия детей в группах дошкольного учреждения (социометрия), наблюдение в течение учебного года за особенностями поведения и игровой деятельностью детей с целью выявления негативных тенденций в развитии и семейном воспитании, участие в мониторинге психофизиологического и эмоционального состояния воспитанников в воспитательно- образовательном процессе.
Примерный перечень психодиагностических методик, рекомендуемых для использования, прилагается. (См. Приложение 1.)
С педагогами психолого-педагогическая диагностика может включать изучение психологических особенностей профессиональной деятельности воспитателей, диагностику эмоционального состояния, социально-психологического климата коллектива и др. Проводится только в соответствии с планом работы, распоряжением заведующего дошкольным учреждением и с согласия педагогов.
С родителями психолого-педагогическая диагностика проводится с целью изучения состояния детско-родительских отношений, выявления детей и семей, находящихся в социально-опасном положении. С целью изучения внутрисемейной обстановки в семьях социального риска либо в семьях, подозреваемых педагогами в неблагополучии (поведение детей указывает на возможное неблагополучие в семье) организуется посещение семей на дому, проводятся рейды «Семья».
Проводится анкетирование в рамках адаптационных мероприятий, могут также проводиться опросы родителей и других лиц с целью изучения личностных особенностей ребенка, особенностей взаимодействия и социальной ситуации развития, а также опросы, связанные с реализацией задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
Другие диагностические мероприятия могут осуществляться согласно плану работы дошкольного учреждения, а также в случаях необходимости подготовки психолого-педагогической характеристики на отдельных детей. Некоторые диагностические мероприятия, такие как диагностика социально-психологического климата в группе, анкетирование родителей (законных представителей детей) по отдельным проблемам, могут осуществлять педагоги
Результаты диагностических мероприятий должны быть донесены до респондентов.
Все диагностические мероприятия с детьми могут проводиться только с согласия родителей или законных представителей детей. Форму получения согласия учреждение образования определяет самостоятельно.
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога – составная часть воспитательной работы дошкольного учреждения.
Цель данного направления работы – содействовать личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, организации безопасной жизнедеятельности детей, оказывать помощь в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создавать условия для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся детям.
Приоритетным направлением коррекционно-развивающей деятельности является содействие личностному развитию, развитию эмоционально-волевой и коммуникативных сфер ребенка, повышения возможностей в социализации.
С детьми в рамках данного направления педагог-психолог на основании данных психодиагностических исследований, собственных наблюдений, наблюдений педагогов и родителей выделяет детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе.
В рамках адаптационных мероприятий в ясельной и других группах могут проводиться индивидуальные занятия с детьми, у которых наблюдаются симптомы трудной адаптации.
В средней группе организуется коррекционно-развивающая работа со следующими группами детей: 1) дети, имеющие трудности в личностной, эмоционально-волевой и коммуникативных сферах; 2) дети, превышающие нормативные показатели по уровню развития (способные, одаренные дети). К детям по уровню развития, не соответствующим общепринятым нормам психического развития осуществляется индивидуальный подход в выборе коррекционно-развивающей поддержки.
В старшей группе проводятся подгрупповые занятия со всеми воспитанниками по развитию эмоционально- волевой и коммуникативных сфер, а также занятия с группой
детей, имеющих недостаточный уровень развития познавательных процессов и группой детей, показатели развития которых выше нормативных.
С детьми старшего дошкольного возраста, имеющими низкий уровень сформированности познавательных процессов, педагог-психолог занятия проводит индивидуально.
В группах интегрированного обучения осуществляет мероприятия по интеграции детей с особенностями психофизического развития в детский коллектив, коррекции и развитию эмоционально-волевой и коммуникативных сфер, адаптации в социум.
Кроме того, педагог-психолог может осуществлять индивидуальную или групповую работу с детьми, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения (гиперактивность, агрессивность и т.д.)
Примерный перечень рекомендуемой литературы для организации коррекционно-развивающих программ прилагается (см. Приложение 2).
В ситуации, когда педагог-психолог в силу своей компетенции не располагает возможностями оказать коррекционную поддержку воспитаннику, он, располагая сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги, направляет детей (родителей) на консультации к специалистам социально-педагогического центра, центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и др.
Педагог-психолог по возможности собирает информацию о результатах посещения специалистов, ведет учет, базу данных. На основании рекомендаций, полученных от специалистов центров или поликлиник, формулирует систему мер для воспитателей с целью поддержки результатов медицинской реабилитации или коррекционно-развивающей работы с ребенком.
По согласованию с администрацией дошкольного учреждения на основе запросов родителей психолог может оказывать дополнительные образовательные услуги детям, руководствуясь в своей деятельности методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь «Об организации дополнительных образовательных услуг в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования».
Коррекционно-развивающая работа с детьми проводится только по согласованию с родителями или лицами их замещающих.
С педагогами и родителями коррекционно-развивающие мероприятия не проводятся.
Здоровьесберегающая деятельность
Основная цель данного направления – содействовать сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста, формированию установок на здоровый образ жизни и организации безопасной жизнедеятельности детей.
С детьми формами реализации данного направления является участие в мониторинге психофизиологического и эмоционального состояния воспитанников в воспитательно-образовательном процессе; информирование воспитателей об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности детей.
Педагог-психолог на основании данных мониторингов принимает участие в формировании системы мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников, оптимизации межличностных отношений в детских группах.
В процессе коррекционно-развивающих мероприятий педагог-психолог формирует у детей навыки саморегуляции, обучает распознаванию собственных и чужих эмоциональных состояний, осуществляет профилактику утомляемости.
С педагогами – в процессе психопрофилактической работы проводит индивидуальные и групповые занятия по профилактике профессионального стресса у педагогов, обучению методам саморегуляции, укреплению психологических защитных механизмов, преодолению вредных привычек. Содействует в создании условий по предупреждению эмоционального «выгорания» педагогов.
С родителями - осуществляет психологическую профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья через пропаганду здорового образа жизни.
Психолого-педагогическое консультирование
Цель данного направления работы – оказание помощи родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, адаптации, социализации, проблем взаимоотношений.
Психолого-педагогическое консультирование проводится в индивидуальной или групповой форме.
С детьми консультации не проводятся.
С педагогами психолого-педагогические консультации организуются по психологическим аспектам реализации Программы дошкольного образования «Пралеска», в т.ч. по вопросам обеспечения полноценного, своевременного, разностороннего психического развития ребенка (познавательных, эмоционально-волевых процессов, различных видов деятельности), организации индивидуально-дифференцированного подхода к детям, установления партнерских отношений с родителями и др.
С родителями (законными представителями детей) консультации организуются по вопросам развития, познавательно-практической деятельности, поведения детей (например: обсуждение особенностей процесса адаптации ребенка, разъяснение специфики переживаемого ребенком возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия с детьми в группе, характере оказания помощи родителями в подготовке ребенка к школе и т. п.).
В ситуации появления запросов на психотерапевтическое и психологическое консультирование по личным проблемам со стороны родителей или педагогов, педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, направляя к другим специалистам, сведениями о которых он располагает (за исключением экстренных случаев).
Психологическая профилактика и просвещение
Цель – развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов и родителей.
Психопрофилактическая работа педагога-психолога осуществляется в процессе организации различных форм учебно-методической деятельности, в т.ч. на методических объединениях педагогов, родительских собраниях, родительских клубах и т. п.
В рамках данного направления деятельности психолог создает условия для педагогов по овладению психолого-педагогическими технологиями адаптации и социализации детей на разных этапах воспитания и обучения, приемами и методами развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение и т.п.), навыками проведения психогимнастических упражнений (совместно с руководителем физического воспитания), направленными на снятие у детей утомляемости, эмоционального напряжения, регуляцию эмоционального состояния. Обучает организации и проведению педагогических диагностических мероприятий и т.п.
С родителями психопрофилактическая работа целесообразна в таких формах как размещение информации в родительском уголке (стенд, папка, информационные листки и т.п.), выступления на родительских собраниях, организация работы родительского клуба, участие в открытых мероприятиях дошкольного учреждения, рекомендации литературы по развитию и образованию детей. Целью психопрофилактической работы с родителями должна стать защита прав детей, профилактика социального сиротства (уклонение от выполнения родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми и насилие в семье и т.п.), пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и др.), пагубно влияющих на здоровье, прежде всего, маленьких детей.
Методическая работа
Цель методической работы – повышение методической компетентности педагогов дошкольного учреждения.
Педагог-психолог накапливает и предоставляет психологические методические материалы, включающие в себя популярную психологическую информацию, психолого-педагогические технологии, психолого-педагогическую диагностику др. для использования педагогами в организации воспитательно-образовательного процесса.
Методическая работа включает сотрудничество с заместителем заведующего дошкольного учреждения по вопросам реализации поставленных перед дошкольным учреждением задач, в том числе – участие в составлении плана работы дошкольного учреждения, с воспитателями – разработку психологически адекватных программ воспитательного воздействия.
По запросу администрации выполняет психологический анализ мероприятий, участвует в программах работы с молодыми специалистами, осуществляет психологическое сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении
- Приоритетные задачи педагога-психолога
- Направления деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения и их краткая характеристика
- Психологическое сопровождение управленческих процессов
- Организационные основы деятельности и документация
- Примерное распределение рабочего времени педагога-психолога
- 2. Примерное содержание работы педагога-психолога в детских группах дошкольного учреждения. Ясельная группа
- Методы и методики, рекомендуемые для использования:
- Первая младшая группа (2-3 года)
- Методы и методики, рекомендуемые для использования:
- Вторая младшая группа (3-4 года)
- Диагностика познавательной сферы проводится в индивидуальных случаях и по запросу.
- Средняя группа (4-5 лет) Диагностика
- Коррекционно-развивающая работа
- Коррекционно-развивающая работа
- Группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (при наличии) Диагностика
- Коррекционно-развивающая работа
- Группа интегрированного обучения и воспитания ( при наличии) Диагностика
- Коррекционно-развивающая работа
- Педагоги дошкольного учреждения Диагностика
- Доводит до сведения педагогов результаты психодиагностических исследований с воспитанниками.