logo search
Министерство образования и науки

Введение.

Что же такое ценностные ориентации? Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного.

Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений.

Актуальность. В настоящее время развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью и неопределенностью, и тем, что человечество создает и вовлекает себя во все новые, более широкие и сложные сети различных взаимодействий (экологических, технологических, информационных, социальных, политических и т.д.).

Эти условия окружающей действительности в совокупности с особенностями юношеского возраста, например, такими как: изменения в собственном организме и внешности, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще не взрослый), усложнение жизненной деятельности - могут привести к риску возникновения дезадаптации, особенно учитывая высокие учебные нагрузки.

Происходящее в настоящее время внедрение профильного обуче­ния в старших классах общеобразовательных школ актуализирует проблему  профессионального самоопределения старших подростков. По различным экспертным оценкам, от 40 до 80% девятиклассников переживают серьезные трудности при выборе конкретного профиля обучения в 10—11-х классах и потому испытывают потребность в профориентационной помощи и психологической поддержке.

Исходя из этого, можно сказать, что профессиональное самоопределение старшеклассников становится одним из самых актуальных вопросов на сегодняшний день.

Цель работы: изучить влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд последовательных задач:

- изучить теоретический материал, посвященный данной теме;

- рассмотреть понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и зарубежных психологов;

- изучить сущность профессионального самоопределения;

- определить влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Объект исследования. Профессиональное самоопределение старшеклассников.

Предмет исследования. Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.

Теоретическими основами изучения данной проблемы являются работы Пископпель А. А., Сидоркина Т. Ю., Бичевая Л. Ф., Дьяченко В. А., Флоровский С. Ю., Шаповалова Г. В., Климов Е. А.

Методы исследования. В качестве методов практического исследования были использованы:

- тест для определения ценностных ориентаций М. Рокича;1

- дифференциально – диагностический опросник Е.Климова (тип профессии).2

Выборка. В исследовании приняли участие ученики 11 «В» класса МОУ СОШ № 22, в количестве 25 человек, в возрасте 16 – 17 лет.

Структура работы представлена введением, в котором раскрыта актуальность выбранной темы, сформулированы цели, задачи, выделены объект и предмет исследования, а также двумя главами, в которых раскрыты теоретические и практические аспекты изучения влияния ценностных ориентаций старших школьников на их профессиональное самоопределение, заключением, где сформулированы краткие выводы и списком литературы, состоящим из 10 источников.

Объем работы 38 страниц.