31. Педагогическая деятельность и взгляды л.Н. Толстого. Идея «свободного воспитания».
Среди тех, кто во второй половине XIX в. занимался вопросами образования и воспитания подрастающего поколения, особая роль принадлежит Льву Николаевичу Толстому (1828-1910).
Деятельность на ниве народного просвещения составила заметный отрезок жизни великого русского писателя и философа. Эта деятельность сложилась из нескольких этапов: 1859-1861 гг., 1861-1862 гг., 1872-1874 гг. и два последних десятилетия жизни. В течение 1859-1862 гг. Толстой заботится об учрежденной им школе для крестьянских детей, основывает филантропическое общество народного образования, изучает опыт российской и западноевропейской школы, ведет педагогические исследования. На протяжении 1872-1874 гг. Толстой, вновь обратившись к вопросам просвещения, пишет учебники для начальной школы, участвует в деятельности Московского общества грамотности, подготовке учителей для народной школы. В это время и в дальнейшем Толстой, исходя из идей "свободного воспитания", вносил в них коррективы в соответствии со своими социально-философскими воззрениями.
Открывая в 1859 г. в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, Толстой полагал, что его общественный долг – нести крестьянам просвещение. Он видел себя барином, которому следует поделиться с крестьянами образованием, которое он имел сам. Спустя два года педагогические взгляды Толстого резко изменились. После поездки за границу, размышлений над педагогическим опытом Запада, Толстой обратился к руссоистским идеям "свободного воспитания". Он исходил из того, что отечественная школа нуждается в реформировании, при котором будут подчеркнуты ее национальные особенности и учтены социальные перемены: " Прекрасная школа для степной русской деревни... будет плоха для парижанина, и самая лучшая школа XVIII в. будет самой дурной школой в настоящее время".
Толстовское понимание своеобразия русской начальной школы для крестьян постепенно расходилось со взглядами реформаторов-шестидесятников. В начале 1860-х гг. Толстой признавал целесообразным включать в программу народной школы, помимо счета, письма и религии, также историю, географию, рисование, черчение, пение. Позже однако он склоняется к мысли о необходимости ограничить программу народной школы грамотой и счетом ("и ничего, кроме этого"). Эта мысль возникла из убеждения, к которому пришел Толстой: образование крестьян должно соответствовать их естественной патриархальной жизни, идеалы которой противоположны детищу цивилизации - развитой системе школьного образования.
Главный пункт педагогической концепции Толстого - идея "свободного воспитания". Толстой высказывал убеждение в совершенстве детской природы, которой воспитание лишь вредит. Он утверждал, что воспитание есть прежде всего саморазвитие. Задача воспитателей - оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Надо предоставить ребенку максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания. Скудные плоды регулярного образования представляют куда меньшую ценность, чем самообразование.
Но толстовское понимание "свободного воспитания" существенно отличается от руссоистского. Русский мыслитель видел свободу не в воспитании вне цивилизации, а напротив, -в условиях общественной свободной жизни. Именно так он попытался организовать деятельность школы в Ясной поляне.
С начала 1870-х гг. в педагогических суждениях Толстого появился диссонанс с идеями "свободного воспитания". Он отказывается от ряда прежних оценок функций школьного образования. Если ранее Толстой полагал, что школа должна осуществлять лишь задачи обучения, то теперь приходит к выводу, что учителю следует не только учить, но и воспитывать. Он допускает исключение из правил "свободного воспитания", когда говорит о роли религии в нравственном становлении человека. Толстой признает религию как "единственно законное и разумное основание воспитания".
Попытку осуществить свои педагогические замыслы Л.Н. Толстой предпринял в Яснополянской школе. Он организовал школу на основах любви к детям, веры в их творческие способности, отсутствия давления на личность ребенка. Занятия в школе были построены так, чтобы учение стало для детей радостным и желанным, пробуждало любознательность, самостоятельность мышления и глубину чувств. В радостях и веселье, в скорых успехах крестьянские дети тесно сблизились с Толстым. Он учил детей и одновременно учился у них выражать непроизвольное естественное движение мысли и чувств.
В Яснополянской школе домашние уроки не задавались. Ученик шел в школу, неся "только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера". Выговоров ученикам за опоздание не делали, да они, впрочем, почти никогда и не опаздывали. Традиционные уроки были заменены увлекательными образными художественными рассказами учителя, индивидуальными и совместными творческими сочинениями учащихся, оживленными беседами.
- Вопросы к экзамену «История образования и педагогической мысли»
- 1. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?
- 2. Как менялись содержание и формы воспитания в первобытном обществе?
- 3. Воспитание в школах Афины и Спарты.
- 4. Какие традиции лежат в основе западноевропейского средневекового воспитания и образования? Как они проявились в педагогической мысли и практике воспитания и обучения?
- 5. Какими были идеалы христианского воспитания в эпоху раннего Средневековья в Западной Европе?
- 6. Что вы знаете об ученичестве и рыцарском воспитании в средневековую эпоху?
- 7. Расскажите о возникновении европейских университетах?
- 8. Охарактеризуйте школьное обучение и его результаты в Русском Государстве в 14-16 веках.
- 9. Какие основные типы учебных заведений существовали на Украине и в Белоруссии в эпоху Средневековья? Поясните особенности их возникновения, расскажите о программах.
- 10. Педагогическая мысль эпохи Возрождения (Томас Мор, Мишель Монтень, Томазо Кампанелла)
- 11. Ян Амос Коменский и его основной труд «Великая дидактика».
- 12. Джон Локк и его роль воспитания в развитии личности.
- 13. Педагогическая теория французского мыслителя-педагога Жан-Жака Руссо.
- 14. Каковы были главные изменения, произошедшие в обучении и воспитании в первой половине 18 века в России?
- 15. Расскажите о педагогических взглядах представителей русского просвещения первой половины 18 века.
- 16. В интересах каких сословий учреждались учебные заведения в России в первой половине 18 века. Расскажите о них.
- 17. Расскажите об основных школьных проектах екатерининской эпохи.
- 18. Каковы были главные изменения, произошедшие в обучении и воспитании в 18 веке в России?
- 19. Назовите выдающихся западных философов 19 века, занимавшихся проблемами воспитания. Проанализируйте педагогические идеи этих философов.
- 20. Как вы понимаете идеи и.Ф. Гербарта о ступенях обучения? в чем состоят преемственность и специфика его теорий об управлении, обучении и нравственном воспитании?
- 21. Какие вопросы создания новой системы образования находились в центре полемики на Западе в 19 веке?
- 22. На каких принципиальных основах была создана школа эпохи Нового времени в странах Запада?
- 23. Главные направления развития школы в странах Западанной Европы и сша в 19 веке.
- 24. Что вы знаете о развитии начального образования в странах Западной Европы и сша в 19 веке.
- 25. Какие типы средней школы получили развитие на Западе в 19 веке?
- 26. Назовите основные, на ваш взгляд, противоречия в развитии школы и педагогической науки России в 19 веке.
- 28. Объясните причины возникновения экспериментальной педагогики.
- 29. Назовите и опишите наиболее известные учебные заведения в России XIX века (Царско-Сельский Лицей или Частная школа Левитской, или Московская школа им. Медведникова).
- 30. К.Д. Ушинский о педагогике как науке и искусстве.
- 31. Педагогическая деятельность и взгляды л.Н. Толстого. Идея «свободного воспитания».
- 32. А.С. Макаренко о воспитании и труде.
- 33. Педагогическая деятельность и взгляды в.А. Сухомлинского. Гуманистические принципы воспитания в Павлышской средней школе.
- 34. В чем состояли главные изменения, происходившие в школе и педагогической науке на рубеже XIX-XX веков в России?
- 35. В чем проявлялась политизация школьного вопроса в России в конце XIX – начале XX веков?
- 36. Как решался вопрос об обязательном начальном образовании в России в конце 1800-х - начале 1900-х годов? Можно ли говорить о прогрессе начального образования в этот период?
- 37. Какие изменения произошли в профессиональном и высшем образовании в России на рубеже XIX-XX столетий?
- 38. Каковы главные тенденции развития педагогической мысли в России в конце XIX – начале XX веков?