2.4. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа
Основные социальные проблемы детей вызваны их объективным психофизиологическим статусом и состоянием общества, в котором они живут. Ограничение права жить и воспитываться в семье, зафиксированного в российском и международном законодательстве, обусловлено нестабильностью современного семейного образа жизни, ростом внебрачной рождаемости, увеличением разводов, ростом смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, отказов от детей.
Растет число неполных семей. Каждая пятая неполная семья имеет детей. По государственной статистике, подавляющее число неполных семей относится к малообеспеченным и не в состоянии содержать своих детей. Вне зарегистрированного брака рождается около 20% от общего числа рожденных детей. В результате распавшихся брачных пар только за один год остаются без одного из родителей более 600 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Дети, не познавшие жизни в настоящей, гармоничной семье,
редко строят полноценные семейные отношения. В таких условиях постоянно девальвируют социально важные ценности — семья, брак, дети, родительство.
В последние годы произошли кризисные изменения в структуре семейных связей, так как многие родители не в состоянии обеспечивать своим детям не только социально приемлемый, но даже и физиологический уровень содержания. Сложившаяся ситуация бедности со всеми ее последствиями разрушает мир ребенка, подростка, потому что его родители, его естественные защитники оказываются несостоятельными в своих попытках обеспечить нерушимость жизненного уклада, достаточность средств к существованию.
Брошенные дети — результат распада семейных связей. Размеры социального сиротства, когда дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Этому способствует отсутствие в стране социально-психологической и экономической поддержки дезадаптированных матерей как группы риска по отказу от своих детей.
Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье, — всегда нежелательное и противоестественное явление. Содержание младенца с первых недель жизни даже в самых комфортабельных и психологически щадящих условиях вне контакта с матерью закономерно приводит в более чем 90% случаев к нарушениям его развития. Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники Детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, нелюбимого, неполноценного ребенка. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у детей.
Существующая практика призрения детей-сирот в России до настоящего времени представляет собой систему их государственного содержания, сепарации от общества, что
160
6-1041
161
1ё Ф X го В
В этой ситуации датские дома и^шкрлы-интернаты призваны выполнять не только^об^разовательно-воспитатель-нь«и1ш1кщш.-0ни способствуют нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсируют и исправляют недостатки развития, обеспечивают правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников. Соответственно в этой деятельности определенную роль играет социальный педагог учреждения интернатного типа, который должен глубоко разбираться в психологических особенностях детей и подростков. Его функции в специфических условиях приобретают более целенаправленный характер.
/ Основные функциональные обязанности социального педагога в интернатном учреждении
V 1. Формирование гуманных отношений к воспитанникам, охрана и защита прав и интересов и здоровья детей в педагогическом процессе.
\у'2. Создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности ребенка в быту и досуговой деятельности.
Изучение особенностей личности воспитанников, их социальной ситуации развития, условий жизнедеятельности. 4. Выявление интересов и потребностей, проблем и трудностей детей и подростков, отклонений в социальном поведении и социальной адаптации. \/ 5. Социально-педагогическая поддержка воспитанников в процессе социализации.
Организация и координация различных видов социально ценной деятельности воспитанников.
Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных и социально и педагогически запущенных воспитанников.
Посредничество между воспитанником и учреждением, членами семьи, социальными институтами.
\у9. Взаимодействие с педагогами, психологом, опекунами, родителями или лицами, их заменяющими, в оказании помощи воспитанникам.
1/10. Совместное ^сотрудниками социальных служб осуществление работы по трудоустройству выпускников, их обеспечению жильем, пособиями, пенсиями и льготами.
«и о
|<5;
иЗ
Э о
X
л «
а
I
8 «5
а> ев
х а
8*
5
О
О. т « » Е
в'8|
5 ч
Я Н ев о в о
§5
Я с;
О. С и
Й Ю Я 5 «>
X я о * с
Е*
н о
О
Я ш 5? о и)
5.
Я
и Э8 &
162
163
- Глава 2
- 2.1. Школа как открытая социально-педагогическая система
- 2.2. Социально-педагогическая модель учреждения дополнительного образования детей
- 1. Цель и задачи спд
- 4. Содержание спд
- 5. Социальный педагог
- 2.3. Дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства на селе
- 2.4. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа