Использование белорусского фольклора в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
Вхождение ребенка в мир музыкальной культуры начинается с восприятия музыкальных произведений, знание о которых, объем накопленного «интонационного словаря» разных эпох и стилей являются показателями музыкальной культуры ребенка. Национальный музыкальный фольклор, определяемый как вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа, традиционно признается наилучшим музыкальным материалом, отвечающим требованиям художественности и доступности, азбукой родного музыкального языка, средством приобщения к национальной культуре. Широкое использование фольклора нашло свое отражение в системах музыкального воспитания З. Кодая, К. Орфа, имеющих свои аналоги во многих странах мира. Ценный, но, к сожалению, единичный опыт и рекомендации по использованию белорусского музыкального фольклора в отечественном дошкольном и школьном воспитании представлен в работах Антона Антоновича Гриневича (20-е годы 20 века – собиратель белорусского музыкального фольклора, издатель, педагог).
Различные аспекты приобщения дошкольников к музыкальному фольклору рассматриваются в настоящее время в рамках работ таких белорусских ученых, как А.А. Гримоть, А.П. Орловой, Олега Михайловича Алехновича, Галины Александровны Борташевич, О.Н, Анцыпирович и др.
В современной практике дошкольного музыкального воспитания в РБ предполагается широкое использование фольклора, о чем свидетельствует перечень рекомендуемых произведений в национальной программе воспитания и образования детей дошкольного возраста «Пралеска».
Основной задачей музыкального воспитания детей дошкольного возраста выступает формирование и развитие их музыкальной культуры, в данном случае значительные возможности в достижении обозначенной задачи представляет использование потенциала белорусского музыкального фольклора. Музыкальная культура личности состоит из таких компонентов, как музыкальность (музыкальные способности ребенка) и музыкально-эстетическое сознание (интерес к музыкальной деятельности, эстетические переживания, музыкальные предпочтения, знания о музыкальном искусстве и его произведениях).
В формировании определенных компонентов музыкальной культуры ребенка музыкальный фольклор имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать в процессе приобщении дошкольников к музыкальному фольклору.
Музыкальные способности:
-Эмоциональная отзывчивость на музыку. Песенные произведения, включающие в себя различные интонации-эмоции (заклики, выкличники, уздыхи, имитацыи) способствуют более глубокому пониманию дошкольниками образного и эмоционального содержания музыки.
- Чувство ритма. Развитие музыкально-ритмического чувства должно основываться на усвоении детьми системы ритмических эталонов. Фольклорный материал позволяет усвоить определенное количество таких эталонов, что связано с многоразовым дублированием в разных произведениях типовых для фольклора определенных ритмических рисунков.
Эмоциональное проявление музыкально-ритмического чувства в большей степени отображается в выразительности различных движений под музыку. Например использование имитационных (танцы «Таукачыки», «Млынок» и др.), образных («Мосцик», «Жорау»), традиционных танцевальных движений («Лявониха», «Крыжачок»).
- Ладовое чувство – способность определить ладовые функции звуков мелодии в отношении тоники и других ступеней. Чувствование эмоциональной выразительности мелодии.
В процессе формирования музыкально-эстетического сознания музыкальный фольклор успешно способствует развитию интереса детей к музыкальной деятельности. Единство в одном произведении многих элементов (песни, танца, игры на музыкальном инструменте) позволяет каждому ребенку проявить себя в наиболее интересных для него видах музыкальной деятельности и одновременно заставляет участвовать в других.
Связь фольклора с явлениями окружающей действительности делает музыкальный материал более доступным и интересным для восприятия дошкольниками, позволяет выйти за рамки исключительно музыкальной деятельности.
Не менее важны и такие специфические возможности фольклора, как расширение знаний дошкольников в области жанрового разнообразия (считалки, потешки, заклички и т.д.); расширение представлений о тембровых особенностях традиционных белорусских музыкальных инструментов, их названий и внешнего вида.
В фольклоре отражены различные стороны действительности: природы, жизнедеятельности человека, показано нравственно-эстетическое отношение человека к явлениям действительности, отображен нравственно-эстетический опыт его поведения. Музыкальный и эстетический язык белорусского музыкального фольклора прост по форме и содержанию (песня) (что важно для детей данного возраста), однако с его помощью выражаются высокие нравственно-эстетические идеалы человека. Самый распространенный музыкальный жанр, с которым происходит первоначальное знакомство ребенка – колыбельная – небольшие по содержанию; в этих песнях есть качества, необходимые для развития первых музыкальных навыков. Воспринимая данную мелодию, которая состоит из 1-2 нот, дошкольники развивают чувство ритма, учатся усиливать звучание на сильных долях такта, понимать и определять характер звучащей музыки.
В методике по знакомству с произведениями фольклора должен иметь место принцип преемственности. Подбор песен в медленном темпе, что первоначально более актуально для разучивания. Музыкальные фразы небольшие по объему должны быть. Учитывая данные особенности в репертуар необходимо включать песни небольшие по объему, но с яркими, выразительными образами. Подбирая певческий репертуар, необходимо учитывать диапазон голоса детей, уровень речевого развития. Важной особенностью песенного фольклора является исполнение музыкальных произведений без аккомпанемента. Использование такого пения в работе с дошкольниками позволяет более эффективно работать над формированием чистоты интонирования, способствует развитию мелодического слуха. Белорусская народная песня доступна для дошкольников с точки зрения усвоения ее содержания и выразительных средств, этому способствуют содержащиеся в песне элементы игры, шутки, сказки. В белорусской народной песне заложены большие возможности для развития у детей способности усваивать интонационные, гармонические, ладовые, ритмические ее особенности, навыков инструментального исполнения, музыкально-ритмических движений, инструментальной и вокальной импровизации (элементарное музицирование).
Фольклор должен занять достойное место в репертуаре для детей. Народное искусство органично сочетает пение, движение, игру, помогая тем самым проявлению творчества детей (сочетание пения с инсценировками, театрализацией, создание на их основе игр).
Таким образом, национальный музыкальный фольклор, использование которого в воспитании дошкольников обусловлено современными социокультурными условиями, владеет большими возможностями в музыкальном развитии дошкольников, формировании компонентов его музыкальной культуры.
- Характеристика видов детской музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях.
- Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в дошкольном образовательном учреждении.
- Методика организации музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста.
- Формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
- Методика обучения детей пению как одному из основных видов детского музыкального исполнительства.
- Методика развития музыкального восприятия детей дошкольного возраста.
- Музыкально-дидактические игры и пособия.
- Использование белорусского фольклора в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
- Методы и приемы развития у детей музыкального восприятия