2.1 Разновидности статуса индивида и малой группы
В психологии и социологии широко исследуются такие разновидности статуса индивида в малой группе, как социометрический статус, лидерство–ведомость, руководство–подчинение. (Если сопоставить их с типологией Т. Шибутани, то социометрический статус и лидерство следует отнести к личному статусу, а руководство – к категории социального статуса с элементами личного.) Однако за рубежом термин "статус" иногда используется в широком значении, под которое подпадает, например, ранг в социально-ролевой иерархии группы, профессионализм – непрофессионализм, свой – чужой.
В некоторых работах наблюдается смешение понятий "социометрическая звезда" и "лидерство", "лидерство" и "руководство". Однако ряд исследователей считает это некорректным и склоняется к необходимости различать эти понятия. Такая точка зрения отображена, в частности, в некоторых типологиях статуса. Например, С. Бен-Девид выделил три типа внутригруппового высокого статуса в психотерапевтических группах заключенных: влиятельный и популярный лидер, влиятельный, но не популярный лидер, "социометрическая звезда" без каких-либо связей со степенью влияния внутри группы. Н.Л. Фредериксон указывает на следующие статусы ребенка в группе: "звезда", "лидер", "отвергаемый", "пренебрегаемый". Основное отличие между лидерством и социометрическим статусом видится в том, что первое явление связано с доминированием, независимостью, влиянием, а второе – с аттракцией. (Одно и то же лицо может иметь высоким оба статуса или обладать только одним из них.) Точно также в литературе приводятся критерии отличия феноменов лидерства и руководства наряду с их общими признаками.
Понятие "социометрический статус" непосредственно связано с социометрическим методом, но не часто – с социометрической теорией, в контексте которой был разработан этот метод, получивший широкое распространение в США и в странах Западной Европы, а позже – в нашей стране. Так, за период с 1974 по 1986 гг. за рубежом в среднем в год было опубликовано 15 работ, специально посвященных социометрическому тесту, не считая множества тех, в которых он использовался как инструмент исследования. Среди публикаций периодически появляются работы, в которых рассматриваются различные методы изучения социометрического статуса.
Существуют два подхода к пониманию социометрического статуса: специфический и неспецифический. Первый подход представлен в социометрической теории, согласно которой статус индивида в социальной среде определяется содержанием (притяжение и/или отталкивание) и количественной мерой ретроективного компонента теле. Однако размытость, неопределенность и сугубо эмоциональная окраска природы теле делает этот подход достаточно ограниченным. Поэтому специалисты часто придерживаются второго подхода, в котором социометрический статус рассматривается как внешнее выражение отношения к индивиду со стороны членов группы, отражающее его положение в сети взаимоотношений. Причем в этих отношениях переплетаются эмоциональные и инструментальные компоненты, которые часто не возможно в чистом виде выявить посредством социометрического теста.
За рубежом имеется несколько типологий социометрического статуса. Например, "звезда" (индивид, получивший наибольшее число выборов по позитивному критерию), "изолированный" (индивид, не получивший ни одного выбора по позитивному критерию), "пренебрегаемый" (индивид, получивший количество выборов по позитивному критерию ниже среднего уровня), "отвергаемый" (индивид, получивший выборы по негативному критерию), "популярный", "средний", "отвергаемый", "игнорируемый", "противоречивый". Отечественные авторы предлагают несколько модифицированную классификацию – "звезда", "предпочитаемый", "принятый", "непринятый", "пренебрегаемый".
В литературе указывается на широкий диапазон разработки проблемной области лидерства–ведомости и руководства–подчинения, с чем связана значительная трудность систематизации соответствующего теоретического и эмпирического материала. Например, на начало 1980-х гг. общее число работ по данной тематике в зарубежной науке превышало 7000 (по совокупности разных дисциплин). Если ограничиться только областью малых групп, то с 1974 г. по 1986 г. было опубликовано 1395 работ по лидерству и руководству вообще и 77 работ по стилю руководства. В отечественной науке эти феномены изучаются реже. Так, в журналах "Вопросы психологии" и "Психологический журнал" с 1985 г. по 2002 г. по лидерству и руководству было опубликовано 17 статей. Существует большое разнообразие взглядов на природу лидерства и руководства, которые достаточно хорошо представлены в литературе обзорного.
В психологии и социологии во внимание принимаются не только индивидуальные статусы, но и статусы групп. В широком аспекте статус рассматривается применительно к реальным и условным группам, характеризуя их место в стратификации общества и меру престижа. Статус может определяться по ряду признаков, характерных для данного общества (экономических, профессиональных, этнических и др.). В узком аспекте термин "статус" применяется к первичным (например, школьный класс) или вторичным (Вуз) группам и ис-пользуется для фиксации таких характеристик группы, как высоко- средне- и низко оцениваемая индивидами позитивность группы или престижность–не престижность (эта характеристика вариативна), доминирование – подчинение групп в организации, лидерство – аутсайдерство в соревновании/конкуренции.
- 1. Общая характеристика мышления: виды, типы мышления, мыслительные операции.
- 8.Психические процессы. Эмоции и чувства. Воля.
- 9.Деятельность. Структура деятельности. Основные виды деятельности: строение, особенности, специфика.
- 10.Общение. Виды общения. Роль общения в психическом развитии человека.
- 11.Социально-психологическая характеристика малых групп.
- 1.2 Структура малой группы
- Глава 2 Место индивида в малой группе
- 2.1 Разновидности статуса индивида и малой группы
- 2.2 Лидерство и руководство в малых группах
- 2.3 Конфликты в малых группах
- 12.Понятие групп и коллектива. Уровни развития коллектива и психологические проблемы руководства коллективом
- 13.Межличностные взаимоотношения в группах и коллективе.
- 14.Психологическое консультирование: виды и формы работы.
- Виды психологического консультирования
- 15.Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- 17. Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешенияконфликтов в педагогическом процессе.
- 18. Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- 19. Семья как фактор социализации личности. Семейное воспитание. Типы семейных отношений.
- 20. Система образования в Российской Федерации.
- 21.Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
- 22. Понятие воспитательная система и воспитательное пространство.
- 23. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- § 2. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса
- § 3. Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе
- § 4. Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе
- § 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников
- § 6. Методы контроля эффективности педагогического процесса
- § 7. Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора
- 24. Ктд и.П.Иванова
- 25. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.
- 26. Урок - основная форма организации педагогического процесса.
- 27. Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия
- 27. Система методов обучения в школе.
- 28.Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат
- 30. Педагогические взгляды я. А. Коменского.
- 31.Педагогические идеи ж.- ж. Руссо.
- 32. Педагогические теории л.Н. Толстого.
- 33. Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- 34. Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- 35. Общая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- 36. Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- 37. Общая характеристика «теории деятельности» а.Н. Леонтьева
- 38. Психологические взгляды сл. Рубинштейна.
- 39. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- 40. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- 41. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
- 42. Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста.
- 44. Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.