logo search
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество

Выделяют следующие стили педагогического менеждмента.

Авторитарный (или диктаторский). Для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, постоянный контроль за выполнением принятых решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. Для такого руководителя характерен авторитаризм (стратегия самоутверждения личности, отражающая стремление любыми средствами добиться доминирующего положения в группе, занять максимально высокую ступень в структуре власти). Авторитет руководителя в данном случае имеет формальный характер, то есть определяется властью — полномочиями и правами, которые дает руководителю занимаемый им пост. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, военные действия и т. д.).

Либерально-анархический (или попустительский) — все сотрудники могут высказывать свое мнение, но руководитель согласования позиций достичь не стремится; решения могут не осуществляться, так как отсутствует контроль за их выполнением. Все пущено на «самотек», вследствие чего результаты работы низкие, отсутствует сотрудничество, психологический климат в коллективе неблагоприятный. Как следствие, люди недовольны работой и руководителем, который явно не пользуется авторитетом; в коллективе явные и скрытые конфликты, разделение на микрогруппы.

Непоследовательный (алогичный) — переход руководителя от одного стиля управления к другому (то авторитарный, то демократический, то попустительский и т. д.). Это также создает в коллективе конфликты и проблемы, обусловливает низкие результаты работы.

Ситуативный. Учитывается уровень психологического развития подчиненных и коллектива. Эффективность руководства в данном случае обусловлена степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует. Ситуация зависит от следующих параметров: степень благоприятности отношений руководителя с подчиненными; четкость поставленной цели, пути и способы ее решения; величина власти руководителя.

В зависимости от характера ситуаций выделяется пять типов поведения руководителя:

□ доминирование — утверждение своей позиции любой ценой;

□ уступчивость — подчинение, сглаживание конфликтов;

□ компромисс — «позиционный торг» («Ты мне уступишь — я тебе»);

□ сотрудничество — разумное решение профессиональных ситуаций с учетом обоснованных интересов обеих сторон;

□ игнорирование — избегание проблемной ситуации, конфликта («как будто ничего не произошло»).

Демократический (или коллективный) — управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руково­дителем, и самими сотрудниками; руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, потребности, особенности. Авторитет руководителя в этом случае имеет моральный (определяемый нравственными качествами) и функциональный (определяемый компетентностью, деловыми качествами, отношением к работе) характер. Этот стиль наиболее эффективен по сравнению с другими, так как он обеспечивает правильность принятия решений и удовлетворенность людей своей работой.

Эффективный менеджер, как правило, использует демократический стиль управления, проявляя при этом соответствующие качества (см. схему 92, с. 200).