51 Структурные компоненты речевых способностей. Пути их формирования
В общепринятой практике различают два аспекта структурных речевых способностей:
1)план или основная структура;
2)план деталей.
Р. Энгельгардтв своей книге Веселый экзаменационный молитвенник высказал свое мнение о структуре речи: Книги с малым числом разделов подобны плохо проветренной комнате. Они вызывают заболевания органов дыхания. Формирование речи происходит осознанно, человек подбирает слова для того, чтобы выражение мыслей звучало стройно и понятно. Обучение должно проводиться с ранних лет с соблюдением определенных принципов формирования структуры речи.
Структура речевых компонентов должна соответствовать следующим принципам:
1)речь должна быть логически понятной и искусной с точки зрения психологии;
2)структура речи должна быть обозримой и стройной в плане повышения напряжения. Дети в процессе обучения правильному формированию речи должны усвоить правило трех частей: предложение должно состоять из введения, главной части и заключения.
Первая часть предложения введение необходима для того, чтобы привлечь внимание слушателей. Чаше всего это имя человека или общее название группы лиц, к которым говорящий обращается.
Вторая часть главная часть структуры речи представляет собой основной отрезок речи, содержащий основную тему, все ключевые моменты речи (пояснение, примеры, доказательства теорем и т.д.).
Третья часть речи заключение включает в себя обобщающие мысли, выводы, короткие обзорные заключения по каждой главе или разделу.
В процессе формирования структуры речи
всегда необходимо помнить о том, что результатом должно быть эффективное воздействие на слушателей, которые понимают суть мыслей говорящего. Если высказывается одна основная мысль, то структура речи чаще всего бывает однородной. Если высказывается несколько разных мыслей, то структура речи должна быть многоуровневой, каждый уровень речи содержит одну мысль, между разными смысловыми уровнями необходимо вставлять связующие переходные отрезки речи. Человек должен научиться формировать речь так, чтобы, высказывая разные мысли, его речь могла быть связной. Переходные части речи выступают в роли связующего звена между разными смысловыми частями. Ораторское искусство строится на правильном формировании структурных компонентов и личных способностях человека. Эффективность речи зависит от того, насколько правильно сформирована ее структура.
- Коррекционная психология.
- 1 Предмет и задачи коррекционной психологии
- 2 Отрасль коррекционной психологии, ее связь с другими науками
- 3 Основные методы коррекционной психологии
- 4 Становление и развитие специальной психологии
- 5 Понятие психического дизонтогенеза
- 6 Первичные и вторичные нарушения в процессе психического развития
- 7 Нарушенное развитие и распад психики
- 8 Принципы компенсаторного приспособления по п. К. Анохину
- 9 Коррекция нарушений письма и чтения у детей младшего школьного возраста
- 10 Взаимосвязь процессов коррекции и компенсации
- 11 Понятие сенсорной депривации
- 12 Понятие социальная депривация, ее влияние на развитие психики ребенка
- 13 Психологические основы интегрированного обучения и воспитания детей с проблемами в развитии
- 14 Основы олигофренопедагогики
- 15 Недоразвитие речи, ее нарушения при снижении интеллекта
- 16 Характеристика деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности формирования знаний, умений и навыков у умственно отсталых детей
- 18 Психолого-педагогические основы коррекционной работыв условиях социальной депривации
- 19 Тифлопсихология
- 20 Деятельность лиц при глубоких нарушениях зрения
- 21 Развитие личности при нарушениях зрительного анализатора
- 22 Ранний онтогенез в условиях слепоты
- 23 История развития взглядов на личность слепого
- 24 Развитие психомоторики и сенсорных процессов
- 25 Мышление и речь в условиях нарушенного зрения
- 26 Познавательные процессы при слепоте и слабовидении
- 27 Воображение слепых и слабовидящих
- 28 Пространственная ориентация слепых
- 29 Понятие о тотальной и частичной слепоте
- 30 Эмоционально-волевая сфера слепых
- 31 Развитие личности при нарушениях слухового анализатора
- 32 Деятельность лиц с недостатком слуха
- 33 Межличностные отношения в среде глухих и слабослышащих
- 34 Особенности развития осязания у глухих детей
- 35 Особенности развития письменной речи у детей с нарушением слуха
- 36 Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития
- 37 Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения
- 38 Познавательные процессы у лиц с интеллектуальной недостаточностью
- 39 Развитие ощущений и их коррекционная роль при нарушенном интеллекте
- 40 Прикладные аспекты специальной психологии
- 41 Социальная интеграция в обществе ребенка с проблемами в развитии
- 42 Роль обучения в условиях нарушенного развития
- 43 Проблемы возрастной периодизации дизонтогенеза
- 44 Принципы построения классификаций отклоняющегося развития
- 45 Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением слуха
- 46 Особенности психического развития детей с синдромом дауна
- 47 Особенности общего моторного развития
- 48 Своеобразие поведения у лиц с интеллектуальными нарушениями
- 49 Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма
- 50 Методика логопедического воздействия при различных речевых патологиях
- 51 Структурные компоненты речевых способностей. Пути их формирования
- 52 Принципы основных классификаций задержек психического развития
- 53 Внутренняя картина болезни при нарушенном интеллекте
- 54 Личностные акцентуации при умственной отсталости
- 55 Компенсация потери слуха в процессе развития сохранных анализаторов
- 56 Расширение объекта современной специальной психологии
- Librs.Net