logo search
межкультурная толерантность младших школьников

1.2. Особенности формирования межкультурной толерантности у младших школьников

Прежде всего, для осуществления воспитательной работы по формированию у детей младшего школьного возраста культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса. Будучи органической частью нравственного формирования личности, его гражданского становления, воспитание культуры межнациональных отношений, представляет собой целенаправленный процесс, включения детей в различные виды учебной и внеучебной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у них моральных качеств [15, с. 122].

Воспитание культуры межнациональных отношений является на сегодняшний день одной из главных и важных задач воспитания полноценной личности. В современных социальных, культурных и политических условиях люди мало интересуются культурой, образом жизни людей других национальностей. Взаимоотношения народов и стран мира, сложившиеся в человеческом сообществе этносоциальные ситуации оказывают реальное воздействие на принятие людьми общечеловеческих ценностей и формирование норм культуры поведения. В современных условиях этот аспект не находит достаточного выражения и остается нереализованным. Важной составной частью культуры межнациональных отношений является соблюдение нравственных требований: такта, уважения, доброжелательности в отношениях с представителями разных национальностей. Бестактность, равнодушие, грубость, пренебрежение теми или иными национальными нравами и традициями наносят вред и тому, кому они направлены, и, не в меньшей степени, тому, кто их проявил. Видеть в другом человеке – человека, в другом народе – народ, в другом государстве – государство со всеми позитивными и негативными сторонами, любить и уважать других, тем самым, умножая любовью уважение к себе – вот основы гуманистической культуры межнациональных отношений [12, с. 211].

Доказано, что особенности межэтнического восприятия обусловлены возрастом и социальными условиями развития. С одной стороны, дети до 6 лет имеют достаточно размытое представление о своей национальности, в то же время уже в 4 года у ребенка начинает формироваться отношение к человеку другой национальности. В этом возрасте ребенка еще характеризуют эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Поэтому одной из главных задач воспитателей является сформированность у детей младшего школьного возраста доброжелательного, уважительного отношения к представителям других этнических коллективов, приобщение к культурным ценностям разных народов [25, с.70].

Образовательные учреждения, имеющие в своем плане один – два межкультурных праздника с песнями, танцами и традиционными блюдами стран, откуда эмигрировали родители их обучающихся, не могут претендовать на то, что в их стенах обосновалось межкультурное образование. Культура – не только еда, одежда и песни. Это и образ мыслей, и быт, и способы общения.

Концепция межкультурного образования – не очередной предмет «регионального компонента» в содержании образования, не дополнительный урок или праздник. Осознанная необходимость воспитания детей в уважении культурных различий требует от общества и государства специальных усилий по проникновению такой педагогики в жизнь каждой группы детского сада, каждого класса школы, каждой семьи.

Каждый человек, как взрослый, так и ребенок, должен соблюдать основные принципы культуры межнациональных отношений [2, с.65].

1. Принцип «этнической индифферентности», то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении.

2. Такт в общении с людьми другой национальности.

3. Для человека любой национальности свойственно уважительно относиться к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса, и такое отношение должно быть призвано естественным и единственно нормальным.

У каждого этнического коллектива есть свои специфические традиции, которые для представителей другой национальности могут быть непонятны и даже казаться абсурдными. Однако, сколько бы ни возникало видимых оснований для обсуждения целесообразности соблюдения той или иной национальной традиции или обычая, никогда не следует навязывать человеку отрицательных оценок норм и установок его этнического коллектива[17, с. 67].

4. Вступая в обсуждение национально-этнических проблем, необходимо четко осознавать тот объем знаний, которым располагаешь по данному вопросу. Чаще всего основные знания об этнической сфере жизни люди черпают из неадекватных источников: случайных встреч, публикаций в «желтой» прессе, рассказов других людей, а полученная таким образом информация распространяется на другую этническую группу в целом.

5. Необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек. Он сам должен освоить минимальные требования этикета, свойственные своему этническому окружению. При этом особенно важными являются знание и соблюдение запретительных норм.

Правила вежливости каждого народа – это очень сложное сочетание национальных традиций и обычаев. И где бы человек ни был, он должен уважать традиции национального окружения и вести себя в соответствии с их нормами [21, с. 98].

Общение представителей разных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры требует умения вести себя естественно, тактично и достойно.

6. Один из важнейших аспектов культуры межнациональных отношений – языковой. Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек, - это важнейший элемент культуры межнациональных отношений.

В основе приведенных выше принципов культуры межнациональных отношений лежит понятие «принятия». Не надо запоминать сотни правил, следует помнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.

Закрепление и уточнение представлений детей младшего школьного возраста о культурных ценностях полиэтнической среды должно происходить в их собственной деятельности: игровой, изобразительной, театрально-инсценировочной, а также в процессе общей социализации, когда ребенок приобретает все новые знания о межэтническом сходстве и различиях.

Существуют разнообразные средства воспитания у детей культуры межнациональных отношений: от организации прямого общения с представителями разных национальностей до создания этнических мини-музеев в школах [14, с.198].

Но эффективность использования любых средств во многом зависит от самого педагога, его профессиональной этики и нравственной культуры.

В условиях образовательных учреждений именно собственная нравственная культура воспитателя определяет уровень нравственного развития детей. Личность формируется только личностью, интеллект развивается только интеллектом.

Это означает, что и культуру межнациональных отношений детей младшего школьного возраста невозможно сформировать без того, что бы этот процесс не превратился в личную цель самого педагога.

Воспитание культуры межнациональных отношений у детей младшего школьного возраста возможно посредством различных средств. К средствам воспитания культуры межнациональных отношений можно отнести [33, с.64]:

- традиции;

- общение;

- художественная литература;

- сказки;

- пословицы и поговорки;

- национальные куклы;

- подвижные игры, с использование национальных атрибутов;

- произведения искусства и др.

Рассмотрим каждое средство воспитания культуры межнациональных отношений более подробно.

Традиции, облаченные в форму привычек массового характера, поддерживаемые силой общественного мнения, по своей природе наделены огромной устойчивостью, объективно сделавшей их «своего рода хранителями достижений прошлого» [24, с.41]. Традиция-передача, предание - элементы культурного и социального наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных социальных группах в течении длительного времени. Традиции - это своеобразный способ накопления социального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности. Они складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную и личностную значимость.

Широко и разнообразно практическое значение ритуалов и обрядов. Они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют и поддерживают чувство единения на уровне этноса, общины, семьи, позволяют отдельному индивиду осознать свою этническую принадлежность, сохраняют вековые ценностные ориентации и т.д.

Для нас в рамках затронутой проблематики более приемлемо определение национальных ритуалов как одной из форм поведения, как части культуры этнической общности, тесно связанной с традициями и обычаями, образующей вместе с ними нормативную систему поведения. Важнейшее качество этноса – сотрудничество, сплоченность, способность образовывать дружеские союзы. Стереотипам поведения, ставшим широко известными, не следуют везде и всегда. У всех этносов существуют собственные представления о том, что более или менее важно, значимо. Вот почему нередки несоответствия между их обрядами, а также между обычаями, под которыми принято понимать устойчивые системы поведения человека в разных сферах жизни и в разных ситуациях, ставшие нормой и передающиеся из поколения в поколение [21, с.70].

При налаживании дружеского контакта детского сада с иным национальным составом, наиболее ценным является непосредственное общение детей. Такая возможность есть во всех образовательных учреждений, но сначала необходимо продумать план работы. Важно помимо повседневного общения организовывать встречи, заранее продумывать их цель и содержание.

Наиболее реальный путь в воспитании культуры межнациональных отношений – практическое участие в жизни другого человека. Как утверждает Богомолова М.И., наилучшее воздействие на формирование дружеских чувств к детям других национальностей оказывает общение с ними в быту и детском саду [9, с. 290]. В тех случаях, когда нет условий для непосредственного общения, следует организовать совместные праздники, чтение детской литературы и беседы по рассматриванию картин серии «Наши маленькие друзья»; при проявлении симпатии к детям другой национальности.

Э. Суслова считает, что общеизвестна огромная роль детской художественной литературы в познании ребенком окружающего мира, обогащении его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств, углублении жизненного опыта, формировании начатков мировоззрения и первоначальных основ социальной активности [6, с. 11]. Составленные и выдержавшие несколько изданий хрестоматии для младших школьников, куда вошли произведения поэтов и писателей разных народов, несомненно, оказали положительное влияние на формирование личности ребенка. Благодаря им, дети приобщаются к многонациональной советской литературе.

Художественные произведения в образной форме знакомят детей с жизнью общества, помогают ему познать внутренний мир человека, его чувства, поступки, отношения к другим людям. Но сегодня нужна специальная хрестоматия, которая более основательно, полней знакомила бы с художественной многонациональной литературой, лучшими произведениями, подобранными через призму тех нравственных общечеловеческих ценностей, которые с одной стороны, вызывают симпатию, интерес и уважение к людям различных национальностей, а с другой – закладывают основу человеческой духовности [10, с. 311].

Культура межнациональных отношений - это признание ценности «другого», отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов. Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие. Культура межнациональных отношений - акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.

При встрече с представителем другой культуры у человека появляется, как правило, несколько типов реакций: неприятие; защита идеи собственного культурного превосходства; признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения; наконец, адаптация к новой культуре. Первая реакция сугубо негативная, но возможна интеграция человека в иную культуру. Отсюда задача - помочь принять непривычное, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь в этом случае незнакомая культура будет принята и усвоена. Такое усвоение может происходить через личностный опыт, приобщение к нравственным ценностям, особенностям этнического мировоззрения, мировому искусству и литературе [12, с. 132].

Возникают два вопроса: с какого возраста и с чего начинать формирование культуры межнациональных отношений? Мы считаем, что формирование культуры межнациональных отношений - длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течении всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают культуру межнациональных отношений как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в государственные образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что в конечном счете определяет индивидуальное и коллективное поведение людей, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением [5, с. 111].

На бытовом уровне мы постоянно впитываем, осваиваем традиции и обычаи своих соседей, в школе изучаем историю других народов, постигаем общность нашего социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнациональных отношений в совместной деятельности, в повседневных контактах. Именно это помогает преодолеть национальное самовозвеличивание. Чувство национальной исключительности. Наша педагогическая задача - помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа. Достоинства людей - их личные, а не национальные черты, недостатки человека относятся к данному человеку, а не к народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности - признак бескультурья, невоспитанности. Благородный человек встанет на защиту обиженного, если даже придется идти против своих сородичей, соотечественников. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности. Этнический стиль поведения определяется единством противоречий этнического и социально-экономического, политического, природного и многих других факторов. В свою очередь, эти факторы обуславливаются особенностями трудовой деятельности, характером фольклора, быта и других форм жизнедеятельности людей. Специфика этнического поведения так же тесно связана с религиозными нормами, находит свое отражение в обычном праве [12, с. 10].

Человека, впервые оказавшегося в области другой этнокультуры, этническое поведение, традиции, обычаи, бытующие в этом обществе, могут удивить, вызвать непонимание, а нередко и неприятие. Однако более глубокое знакомство с особенностями этнокультуры обнаруживает функциональность сложившихся обычаев и традиций.

Часто сложившиеся этнические традиции и обычаи существуют благодаря тому, что выполняют здравоохранительную или какую-либо другую жизнеохраняющую функцию. Например, житель Севера России, незнающий обычаев народов, проживающих в Средней Азии, может сильно удивиться, узнав, что такой известный ему напиток, как чай, который он привык применять в качестве согревающего средства, употребляется в жарком климате для преодоления нестерпимой жажды. Этнический расизм, этническая интолерантность, невежество и нежелание узнать культуру другого народа, неуважение к этнокультурным традициям увеличивают пропасть или, говоря языком социологов, «культурную дистанцию» не только среди школьников, но и между учителями и школьниками. Все это приводит к снижению самооценки тех ребят, которые подавляются доминирующей группой, отрицательно сказывается на учебе тех, кто составляет этническое меньшинство в классе, ведет к ксенофобии (боязнь чужих), русофобии и другим отрицательным последствиям [9, с. 219].

Условия, при которых система формирования культуры межнациональных отношений будет эффективна, включают в себя:

Развитие в учениках гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, сказания, песни и т.д.);

Включение мультикультурного материала во все аспекты обучения и воспитания;

Развитие принятия и уважения этнических форм и отличий;

Создание в классе атмосферы, в которой ученики не боялись бы рассказать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других учеников [14, с. 38].

Проведение идеи равенства всех этнических групп народов России, не выделяя при этом ни одних из этносов.

Организованный процесс воспитания культуры межнациональных отношений требует соблюдения основного правила - толерантности по отношению к людям различных вероисповеданий и этнической принадлежности. В наше конфликтное время воспитание толерантного отношения к другим народам и культурам - одна из важнейших социальных задач школы. Решить ее - значит во многом решить проблему межнационального согласия [7, с. 239].

Итак, формирование уважения к народам нашей и других стран начинается с воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей.

Выводы по главе 1

В последние десятилетия межнациональный и межкультурный контакт требует формирования норм взаимоотношений между людьми различной этнической принадлежности.

Культурой межнациональных отношений человек способен овладевать буквально с первых дней жизни. В начальном школьном возрасте ребенок вступает в первую стадию полиэтнического развития, у него формируются первоначальные элементы национального самосознания, что выражается в умении определить свою национальную принадлежность, и родной язык (В.Н.Щербаков). Он подробно узнает о существовании нескольких народов, начинается формирование отношения к людям разной национальности.

Культура общения ребенка с людьми разной национальности не сводится лишь к внешним формам поведения. Питательной средой для нее служит уважение к человеку, когда детям еще не известно о существовании разных народов, а затем к человеку иной национальности, когда он узнает об этом.