4. Концептуальные идеи в музыкальной педагогике
Концептуальные идеи в музыкальной педагогике. Л.А. Баренбойм и его система основных идей для организации музыкального воспитания и образования. Концепции эстетического, художественного, музыкально-педагогического и музыкально-эстетического образования в Беларуси
(Н.Н. Гришанович, Т.П.Королёва, В.А.Салеев, В.Л. Яконюк и др.).
Реформирование системы эстетического образования в 2008 году (изменения в учебных планах школ, факультативная форма обучения музыке в старших классах).
Особенности организации общего музыкального образования на современном этапе.
Идеи общего музыкального образования стали активно выдвигаться в России еще во второй половине 19 века такими деятелями, как А.Н. Карасев, С.И. Миропольский, П.П. Мироносицкий, Д. Н. Зарин, М.А. Балакирев и др.
Одной из главных концептуальных идей, меняющих общее положение в музыкальном образовании являлась идея всеобщности музыкального воспитания: Музыкальное образование и воспитание – всем детям! Охватить всех детей без исключения!
С.И. Танеев выдвигал свою концепцию содержания музыкального образования для народной консерватории с обширным циклом дисциплин в центре которого лежит хоровое пение.
В середине ХХ века музыкант-педагог, общественный деятель и просветитель Л.А. Баренбойм (Лев Аронович Баренбойм закончил Московскую консерваторию по классу профессора Золотарева и вошел в историю музыкального искусства как искусствовед – практик, выдающийся ученый).
собрал и сформулировал более определенно целый ряд основных концептуальных идей, которые не потеряли актуальности и до наших дней. В главе «Основные тенденции музыкального воспитания в современном мире» своей книги «Путь к музицированию» он отмечал:
Музыкальное воспитание – всем детям!
Музыкальное образование для воспитания личности, для гармонии в человеке, для равновесия эмоционального и сознательного в пcихике человека. В век научно-технического прогресса нельзя недопонимать важности художественного образования в развитии личности.
Идея изучения репертуара во всей его полноте: народной музыки, классической и современной, притом разных народов мира.
Главным ориентиром в образовании считал развитие способностей человека.
Творчество при этом, является главной задачей музыкального обучения и воспитания.
Если говорить другим языком стр. 69. книги Т.П. Королевой «Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование»).
К концу ХХ века в Беларуси появился целый ряд документов, которые так и называются - концепции:
1.Салеев В.А. Концепция эстетического образования.
2.Гришанович Н.Н. Концепция музыкально-эстетического образования, позднеее - концепция музыкального образования в 12-летней школе республики Беларусь.
3.Романенко Л.Е., Королева Т.П., Гришанович Н.Н. и др. Концепция художественного образования республики Беларусь.
4. Яконюк В.Л. Концепция музыкально-педагогического образования.
5. В Минске издана концепция Медушевского В.В. «Духовно-нравственное воспитание средствами искусства».
6. Бергер Н.А. Современная концепция и методика музыкального образования. (Санкт_Петербург).
Стоит выделить работы Н.А. Бергер, имеющие не только идеи, но и конкретные способы их решения.
- Цель и задачи музыкального воспитания в учреждениях общего среднего образования
- Духовно-нравственное воспитание школьников средствами музыкального искусства
- 3. Реформирование музыкального образования в Республике Беларусь
- 3. Общие принципы и методы программы по музыке д. Б. Кабалевского
- 4. Концептуальные идеи в музыкальной педагогике
- 5. Единство общедидактических и специфически художественных принципов музыкального образования
- 6. История музыкального воспитания в России и Беларуси в хх веке
- 7. Музыкально-педагогические концепции б. В. Асафьева и б. Л. Яворского
- 8. Музыкально-педагогическая концепция д. Б. Кабалевского
- 1. По страницам жизни и творчества д. Б. Кабалевского
- 2. Общая ситуация в школе, вызвавшая к жизни потребность создания принципиально новой музыкально-педагогической концепции д. Б. Кабалевского.
- 3. Общие принципы и методы программы по музыке д. Б. Кабалевского
- 2. О чем говорит музыка?
- 3. Куда ведут нас три кита?
- 4. Что такое музыкальная речь?
- 1.Музыка моего народа
- 4.Композитор. Исполнитель. Слушатель.
- 1.Что значит современность в музыке?
- 9. Музыкально-педагогические концепции э. Жака-Далькроза, к. Орфа, з. Кодаи
- 10. Белорусские программы по музыке. Учебно- методический комплекс. Работа с учебником на уроке
- 11. Музыкально-слушательская деятельность на уроках музыки
- Слушание музыки
- 12. Музыкально-исполнительская деятельность на уроках музыки (пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование)
- Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся:
- 13. Импровизация и сочинение на уроках музыки
- Формирование у учащихся теоретических и исторических знаний о музыке.