logo search
Педагогика большая

5.Технологии целеполагания.

Технология педагогического целеполагания — последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на определение, формулировку целей обучения, воспитания и развития учащихся. В контексте технологического подхода цель — это норма, предписывающее представление о результате или образ желаемого результата. Педагогический процесс осуществляется как технология в том случае, если его цель и результат описываются точно, конкретно, диагностично, операционально. Цель, по утверждению В. П. Беспалько, диагностична, если есть строгое, точное описание формируемых знаний, умений, свойств личности, позволяющее отличить их от всех других; для выявления диагностируемых знаний, умений, свойств есть инструмент измерения их сформированности; имеется шкала для их оценки. Цель задана операционально, если в ее формулировке имеется указание на средства достижения этой цели. Всякая диагностично и операционально заданная цель называется задачей. М. В. Кларин охарактеризовал возможные (типичные) способы постановки задач обучения, встречающиеся в школьной практике.

Технология целепологания в процессе воспитания:

Без актуализации у школьников определенных потребностей, положительной мотивации, побуждающей их к тем или иным видам деятельности, невозможно осуществлять успешный, с точки зрения поставленных педагогических целей и задач, учебно-воспитательный процесс. Мотивацию образуют потребности, интересы, цели, идеалы — все то, что является движущими силами поведения.

Технология формирования положительно мотивации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся может быть охарактеризована как система действий педагога, направленных на формирование и развитие этой мотивации.

Все способы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности условно можно разделить на три группы (по И. З. Гликману):

1) связанные с лучшим удовлетворением врожденной познавательной потребности, которая есть у каждого ребенка, посредством продуманной более эффективной организации обучения;

2) ориентированные на удовлетворение других потребностей учащихся;

3) направленные на создание общих благоприятных условий для протекания учебно-воспитательного процесса.

Интериоризация— формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.

Экстериоризация — процесс, обратный интериоризации, означающий переход действия из внутреннего во внешний план, порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур человеческой психики.

Технология поэтапного формирования умственной деятельности