logo search
ОТВЕТЫ 2

55. Технология проектного обучения: цели, научные основы.

Метод проектов — это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами:

Принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность;

Принцип кооперации. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности;

Принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый школьник, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющиеся у него собственный опыт и знания;

Принцип учета индивидуальности учащихся: интересы, темп работы, уровень обученности;

Принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнеров в разработке проекта, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов. Возможность выбора способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности;

Принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение академических знаний и практических действий. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира; проект имеет прагматическую направленность на результат;

Принцип трудной цели. Этот принцип важно учитывать, поскольку легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.

В образовательной практике применяются разнообразные типы учебных проектов, которые можно классифицировать по различным основаниям.

По масштабу применения проекты дифференцируются на групповые (над проектом работают ученики одного класса или параллели); общешкольные, (когда одним проектом заняты ученики одного учебного заведения), региональные (школы одного региона); международные.

По продолжительности: краткосрочные проекты, во внеурочное время —продолжительные.

По характеру деятельности учащихся: исследовательские — предполагают познавательный поиск учащихся, направленный на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением. Прикладные проекты направлены на создание конкретных продуктов деятельности: договор о сотрудничестве, сценарий школьного вечера, юбилейный выпуск газеты. Информационные проекты предполагают сбор информации о каком-либо процессе или объекте.

По предметно-содержательной области проекты дифференцируются на предметные, межпредметные и системные. Для выполнения предметного проекта достаточно знаний и умений, формируемых при изучении одного предмета. Межпредметные проекты предполагают использование материалов из смежных предметов. Системные проекты требуют обращения к широкому спектру областей науки и культуры.

По характеру управления: непосредственные проекты (учащиеся имеют возможность общения с учителем «здесь и сейчас»), сетевые (телекоммуникационные) — участники связываются с организаторами проектной деятельности посредством сети Интернет.

Выбор типа проекта осуществляется с учетом предполагаемой для исследования темы, готовности учащихся к проектной деятельности, наличия необходимых ресурсов и т.п.