9.2. Технология свободного труда (с.Френе) '
Когда учителя перестанут учить, ученики, наконец, смогут учиться.
Ларошфуко
Френе Селестен (1896-1966) - виднейший французский педагог и мыслитель, сельский учитель из местечка Ване. Включившись в начале XX века в движение за новое воспитание, он создал и до конца жизни руководил экспериментальной сельской начальной школой, где и реализовал свою альтернативную технологию.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По основному фактору развития: биогенная + социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: СУД + ЗУН + СДП.
По характеру содержания: воспитывающая + обучающая, светская, гуманис-
тическая, общеобразовательная.
По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.
По организационным формам: альтернативная.
По подходу к ребенку: антропоцентрическая.
По преобладающему методу: проблемная, саморазвивающая.
По направлению модернизации: альтернативная.
По категории обучаемых: массовая.
Целевые ориентации
• Всестороннее воспитание.
Концептуальные положения
• Обучение - процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с развитием; учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей.
• Отношения между детьми и ценностные ориентации в их сознании являются приоритетом учебно-воспитательного процесса.
• Общественно-полезный труд на всех этапах обучения.
• Большое внимание школьному самоуправлению.
• Целенаправленно побуждается эмоциональная и интеллектуальная активность
детей,
• Используются новые материальные средства обучения и воспитания (типография, рукописные учебные пособия).
Особенности организации
В школе Френе:
- нет обучения, а есть разрешение проблем, пробы, экспериментирование, анализ, сравнение;
- нет домашнего задания, но постоянно задаются вопросы - дома, на улице, в школе;
- нет уроков от звонка до звонка;
- нет отметок, но отмечаются личные продвижения - через взаимооценивание детей и педагогов;
- нет ошибок - бывают недоразумения, разобравшись в которых совместно со всеми, можно их не допускать;:
- нет программ, но есть индивидуальные и групповые планы;
- нет традиционного учителя, но учат сами формы организации общего дела, проектируемые педагогом совместно с детьми;
- педагог никого не воспитывает, не развивает, а участвует в решении общих проблем;
- нет правил, но классом правят принятые самими детьми нормы общежития;
- нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности и совместного движения;
- нет класса в общем смысле, а есть детско-взрослая сообщность.
Особенности методики
Метод проектов. Группа выстраивает коллективные проекты, которые обсуждаются, принимаются, вывешиваются на стенах (это могут быть любые, даже самые фантастические планы). Педагог вмешивается только тогда, когда проекты нарушают свободу других. В процессе выполнения проекта каждый ученик может выступить по отношению к другому в качестве учителя.
Класс - открытая для общения и участия других система: дети приглашают к себе, сами ходят к другим, переписываются, путешествуют. Поощряются кооперация и сотрудничество, но не конкуренция и соревнование.
Самоуправление. В школе создается кооператив, во главе которого стоит выборный совет, руководящий самообразованием учащихся. Процедура подведения итогов опирается на ребячье самоуправление и самоорганизацию и происходит регулярно: у младших ежедневно, у старших - реже, по мере надобности.
Культ информации. Важно иметь знания, но еще важнее знать, где и как их добыть. Информация имеется в книгах, аудиовизуальных и компьютерных средствах, предпочтение отдается личному общению с владельцем информации.
Самовыражение личности ребенка также связано с информацией: дети пишут свободные тексты-сочинения, сами делают типографский набор, изготавливают клише, издают книжки.
Письменная речь и навыки чтения формируются на основе детских свободных текстов, которые каждый ребенок пишет и публично читает. Класс выбирает «текст дня», фиксирует его, и все переписывают этот текст, при этом каждый может внести свои дополнения и «редакторскую» правку.
Планирование. Учебники в школе заменены особыми карточками, содержащими порцию информации, конкретное задание или контрольные вопросы. Ученик выбирает для себя определенный набор карточек (индивидуальную программу обучения). Френе создал прообраз программированного обучения - обучающую ленту, к которой прикреплялись последовательно карточки с информацией, с упражнением, вопросом или задачей и контрольным заданием. Каждый составляет с помощью учителя индивидуальный недельный план, в котором отражаются все виды его работы.
Культ труда. В школе создается школьный кооператив, членами которого являются все учащиеся. В режиме дня предусмотрена работа в мастерских, саду, скотном дворе. Кооперативом руководит выборный совет, раз в неделю проходит общее собрание. Большое внимание уделено гласности. Каждый заполняет четыре колонки общего листа-газеты: «Я сделал», «Я хотел бы», «Я хвалю», «Я критикую».
Культ здоровья. Забота о здоровье ребенка включает занятия, связанные с движением, физическим трудом, вегетарианский режим, методики натуральной медицины; высшая планка здесь - гармония отношений с природой.
Примечание. Свои практические рекомендации С.Френе адресовал малокомплектной сельской начальной школе. Однако идеи, пафос борьбы с рутиной и косностью традиционной системы обучения делают технологию Френе актуальной для всех видов учебных заведений,
В настоящее время во Франции по Френе работают тысячи школ. В России организована Ассоциация педагогов Френе, распространяющая его идеи.
Литература
1. Вулъфсон Б.Л. Выдающийся французский педагог-гуманист // Педагогика. - 1996. - № 3.
2. Степихова В. Педагогика Френе в Швейцарии // Частная школа. - 1995. -
3. Френе С. Избранные педагогические сочинения. - М.: Прогресс, 1990.
- Профессиональная педагогическая библиотека
- Современные образовательные технологии
- I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
- 1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
- 1.2. Структура качеств личности
- 1.3. Знания, умения, навыки (зун)
- 1.4. Способы умственных действий (суд)
- 1.5. Самоуправляющие механизмы личности (сум)
- 1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (сэн)
- 1.7. Действенно-практическая сфера личности (сдп)
- II. Педагогические технологии
- 2.1. Понятие педагогической технологии
- 2.2. Основные качества современных педагогических технологий
- 2.3. Научные основы педагогических технологий
- 2.4. Классификация педагогических технологий
- 2.5. Описание и анализ педагогической технологии
- 4. Особенности содержания образования:
- 5. Процессуальная характеристика:
- III. Современное традиционное обучение (то)
- 4.1. Педагогика сотрудничества
- 4.2. Гуманно-личностная технология ш.А.Амонашвили
- Целевые ориентации
- V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- 5.1. Игровые технологии
- 5.2. Проблемное обучение
- VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- 6.1. Технология с.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее
- 6.2. Технологии уровневой дифференциации
- 6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (в.В. Фирсов)
- 3. Горюнова л. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. - 1903. - м 1.
- 6.6. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, а.С. Границкая, в д. Шадриков)
- 1. Индивидуальная
- 6.8. Групповые технологии
- 1) Подготовка к выполнению групповою задания.
- 5) Заключительная часть.
- 6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- VII. Педагогические технологии на основе. Дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
- 7.1. «Экология и диалектика» (л.ВТарасов)
- 7.2. «Диалог культур» (в.С.Библер, с.Ю.Курганов)
- 7.3. Укрупнение дидактических единиц – уде (п.М. Эрдниев)
- 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (м.Б. Волович)
- VIII. Частнопредметные педагогические технологии
- 8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
- 8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (в.Н. Зайцев)
- 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (р.Г Хазанкин)
- Частнопредметные педагогические технологии
- 8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (а.А. Окунев)
- 8.5. Система поэтапного обучения физике (н.Н.Палтышев)
- IX. Альтернативные технологии
- 9.1. Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
- 9.2. Технология свободного труда (с.Френе) '
- 9.3. Технология вероятностного образования (а.М.Лобок)
- 9.4. Технология мастерских
- X. Природосообразные технологии
- 10.1 Природосообразное воспитание грамотности (а.М.Кушнир)
- Сравнительные представления технологии
- 10.2. Технология саморазвития (м.Монтессори)
- XI. Технологии развивающего обучения
- 11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
- 11.2 Система развивающего обучения л.В. Занкова
- 11.3 Технология развивающего обучения
- III Обобщение 9. Развивающее обучение осуществляется путем решения учебных задач.
- 11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на
- 11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение
- 11.6. Технология саморазвивающего обучения (п.С.Селевко)
- XII. Педагогические технологии авторских школ
- 12.1 Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- 12.2. Модель «Русская школа»
- Целевые ориентации
- 12.3. Технология авторской Школы самоопределения
- 12.4. Школа-парк (м.А. Балабан)
- 12.5. Агрошкола а.А. Католикова
- 12.6. Школа Завтрашнего Дня (д.Ховард)
- XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий