logo search
141868

18. Опросники как методики исследования личности и их специфика

Рейнвальд Н.И. Личность и характер: учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1992, 88 с.

Психологический статус личности в различных социальных условиях: диагностика и коррекция / Межвузовский сборник // Под ред. В.С.Мухиной. – М.: Прометей, 1992, 198 с.

Развитие и диагностика способностей / Л.Г.Алексеева и др. // Отв.ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков. – М.: Наука,1992, 179 с.

Опросники личностные — совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый (информант) может либо согласиться, либо не согласиться. Вопросы в анкете сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал экспериментатору о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с различных точек зрения, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими и т. д. Личностные опросники позволяют получать информацию, характеризующую личность испытуемого в широком диапазоне — от особенностей его физического и психического состояния до его морально-этических и общественных взглядов. Личностные опросники создаются на базе одной или нескольких шкал установок. Вопросы группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы, получившие название шкал, различаются между собой по наименованию изучаемого свойства личности (шкалы тревожности, лидерства, агрессивности и др.).

Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI) — метод, психодиагностического исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности, относящийся к категории личностных опросников (см. Опросники личностные). Разработан в конце 40-х гг. американскими учеными С. Хатеуэйем и Дж. Маккинли как метод клинического изучения синдромов патохарактерологического развития личности. Тест содержит 3 оценочных и 10 базисных шкал. К оценочным относятся шкала «лжи» (искренность ответов испытуемого), достоверности результатов, коррекции (неосознаваемый контроль поведения). Названия базисных шкал отражают первоначальную клиническую направленность метода: 1 — ипохондрия; 2 — депрессия; 3 — истерия; 4 — психопатия; 5 — мужественность — женственность; 6 — паранойяльность; 7 — психастения; 8 — шизоидность; 9 — гипомания; 10 — социальная интроверсия (см. Экстраверсия — интроверсия). Соотношение показателей каждой из шкал образует профиль личности, диагностическое значение которого, не сводящееся к интерпретации отдельно взятых шкал, определяется содержательным анализом комбинации показателей по различным шкалам, что требует от экспериментатора не только большого опыта, но и особого искусства интерпретирования профиля. В мировой практике помимо десяти базисных разработано еще более 200 дополнительных шкал, фиксирующих широкий круг индивидуально-психологических свойств личности. В отечественной психологической науке проведена адаптация и рестандартизация методики с учетом специфики социокультурных условий, возможностей ее распространения на контингент психически здоровых лиц, а также использования сокращенного варианта теста. В результате созданы Модифицированный метод исследования личности — ММИЛ (Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников и др.), Стандартизированный метод исследования личности — СМИЛ (Л. Н. Собчик), Стандартизированный клинический личностный опросник — СКЛО (Ленинградский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева) и др.

16-факторный личностный опросник — психодиагностическая методика, разработанная институтом под руководством Рэймонда Кеттела.

Используя эти 16 факторов, как основу, Кеттелл продолжил работу в этой области, создавая 16-факторный личностный опросник, который и по сей день используют университеты, предприятия, компании для исследований, отбора персонала и т. п. Хотя последующие исследования и не повторили его результатов, и было показано, что Кеттелл использовал слишком много факторов, распространённый сейчас 16-факторный личностный опросник принимает во внимание полученные результаты и считается очень хорошим тестом.