logo search
Дидактика 6 / 14 гл

5. Авторские школы: понятие и классификация

Термин «авторская школа» вошел в обиход в конце 80-х гг., автором его является А. Адамский, президент образовательного центра. Он пишет: «Мы придумали „авторскую школу“ как сообщество людей, готовых вместо безликого номера называться своим именем … Тот, кто хочет иметь собственное имя, — будет его иметь … Школа, стремящаяся к имени, — авторская» [11, С.186]. Таким образом, он сформулировал основной признак авторской школы  - стремление к собственной неповторимости, желание обладать именем.

В своих исследованиях В.А. Караковский и А. М. Сидоркин дополнили список признаков присущих авторской школе, среди них: наличие собственной оригинальной программы действий; устойчивые положительные результаты; наличие педагога-лидера, директора-автора; сформулированная концепция школы; существенное отличие ее жизнедеятельности от массовой практики (при этом не поясняется, в чем состоит это отличие) [12, С.78; 27, С. 22].

В российской педагогической энциклопедии определение понятия «авторская школа» сужено до уровня экспериментального учебно-воспитательного учреждения, хотя и отмечены важные составляющие школы: лежащая в основании философская и психологическая идея (более точно — «концепция»); наличие имени создателя в названии; включение учителей, учащихся и их родителей в процесс реализации авторской концепции.

Поэтому в дальнейшем будем придерживаться определения авторской школы, сформулированного Т.В. Цырлиной, которое на наш взгляд более полно отражает ее сущность. Она пишет, что авторская школа  - это школа со специфической уникальной культурой, созданная конкретным педагогом или его последователем на основе четко сформулированной авторской концепции, субъектами реализации которой становятся педагоги, учащиеся и их родители, что обеспечивает ей эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты. [36].

Таким образом, к признакам, совокупность которых отражает сложившуюся в отечественной педагогической литературе трактовку авторской школы, можно отнести: наличие автора, лидера педагогического коллектива; сформулированная автором концепция школы; поисковый характер деятельности, осуществление эксперимента; синтез мировоззренческой концепции и инновационных технологий; творческий характер жизнедеятельности; включение учителей, учащихся и их родителей в процесс реализации авторской концепции; устойчивость и стабильность результатов.

Приведенный набор признаков позволяет также выделить те черты, которые отличают авторские школы от  просто инновационных или экспериментальных. Это наличие лидера-автора, устойчивость и стабильность результатов, а самое главное — синтез мировоззренческой концепции с инновационными технологиями. В отличие от инновационных и экспериментальных школ, здесь вступает в действие не только пространственно-смысловая, но и личностно-субъектная характеристика.

В западной психолого-педагогической литературе термин «авторская школа» отсутствует. Используются такие понятия, как «эффективная школа», «альтернативная школа», «школа качества», «добродетельная школа», «ключевая школа» и др. Из перечисленных школ наиболее близкой к понятию «авторская школа является «эффективная школа». Среди параметров эффективной школы есть  такие, которые напрямую соотносятся с признаками авторской школы. Это, например, наличие директора-лидера, энергичного и обладающего видением будущего, способного подвигнуть педагогов и учащихся на выполнение стоящих перед школой задач, тесное взаимодействие и сотрудничество педагогов; активное включение родителей и представителей местной общины в процесс улучшения деятельности школы.

Исследование авторских школ разных типов, проведенное Т.В. Цырлиной, позволило ей сделать вывод о том, что география распространения вариантов их становления и развития всегда носит спиралеобразный и дискретный характер, лишенный поступательности. Она также сформулировала критерии, по отношению к которым можно выявить динамику авторских школ внутри тех или иных исторических периодов, среди них следующие: изменение политического режима и социокультурной ситуации в той стране, где зародилась и существует авторская школа; трансформация типов авторских школ; изменение ценностной ориентации и соответственно смена педагогической парадигмы; смена возрастной генерации авторов.

Наиболее благоприятным для развития авторских школ выступает демократический режим, способствующий общему подъему социального творчества, а значит, и педагогическим инновациям и экспериментам. Расцвет авторских школ в начале 20-х гг. и в период «политической оттепели», связанной с деятельностью Н. С. Хрущева, — яркое тому подтверждение. Напротив, тоталитаризм противоречит самой сущности творчества и потому создает гибельную для педагогов-новаторов ситуацию. Более того, установка на унификацию и всеобщее нивелирование делает любое проявление авторства не только невозможным, но порой и опасным, примером служит трагическая судьба вальдорфских школ и их педагогов в Германии в 30-е годы.

Уникальность и специфичность авторской школы как будто в принципе снимает вопрос о классификации. Однако в педагогической литературе предпринимаются попытки типологизировать существующие модели авторских школ, позволяющие абстрагироваться от реальной действительности. Рассмотрим некоторые из них: Например, Т.В. Цырлина предлагает классифицировать авторские школы по таким основаниям как: тип, направленность авторских школ, особенности осуществления авторских идей (Табл. 3, 4, 5).

Таблица 3.

Классификация авторских школ

По форме

По отношению к социуму

Государственные

Закрытые

Негосударственные

Открытые

Светские

«школы без стен» (без своего здания)

Конфессиональные

 

Таблица 4

Классификация авторских школ (по целеценностной направленности)

По общей ориентации

По типу доминирующей функции

По доминирующей функции

По приоритетным видам деятельности

Космополитические

авторитарные

образовательные

Познание

национально-демократические

демократические

воспитательные

Действие

личностно-ориентированные

 

социально-реабилитационные

Клубная

 

 

 

здоровья и физического совершенствования

 

 

 

смешанного типа

Таблица 5.

Классификация авторских школ (по особенностям осуществления)

По степени новизны

По уровню распространения

По масштабу реального воплощения

адаптационные

Единичные

авторская концепция

комбинаторные

Локальные

авторский проект

радикальные

Национальные

школа как единичное явление

 

Универсальные

школа-модель

 

 

школа-направление

 

 

школа как основание новой парадигмы

Как видим, данная классификация затрагивает лишь организационные аспекты деятельности авторских школ, не рассматривая содержательные аспекты, а также глубину психолого-педагогичской проработанности инновационного процесса в них.

Этот недостаток снимается в классификации О.С. Гребенюка и Т.Б. Гребенюк, сделанной в зависимости от глубины проработанности инновационного процесса в авторских школах (Табл. 6).

Таблица 6.

Типология авторских школ (О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк)

№ п\п

Тип авторской школы

Характеристика

Распространение в практике

1.

Академические

Инновационный процесс прошел путь «от идеи до внедрения», достиг стабильности, получил широкое распространение в массовой практике.

- проблемное обучение М.И.Махмутова;

-укрупнение дидактических единиц П.М.Эрдниева;

- гуманно-личностное обучение Ш.А.Амонашвили;

- система развивающего обучения Л.В.Занкова;

- Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

2.

Творчески-созидательные

Инновационный процесс достаточно проработан, новые идеи нашли отклик у педагогической общественности, но сам процесс их применения в школе еще не стал традиционным.

- обучение на основе опорных конспектов В.Ф.Шаталова;

- преподавание литературы как предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина;

-перспективно-опережающее обучение С.Н.Лысенковой;

-индивидуализация обучения И.Унт, А.С.Границкая, А.А.Кирсанов и др.;

- коллективный способ обучения А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко и др.

- концентрированное обучение (Г.И.Ибрагимов, А.А.Остапенко и др.)

3.

Эмпирические

Инновационный процесс не завершен, теоретически достаточно не осмыслен, находится в стадии новых идей или экспериментирования.

- вероятностное образование А.М.Лобок;

- коммуникативное обучение иноязычной культуре Е.И.Пассов.

Положительным в этой классификации является и то, что авторы рассматривают особенности каждой из выше перечисленных школ в соответствии с инвариантной структурой инновационного процесса: идея – процесс – результат. Однако вызывает сомнение выделение академического типа авторских школ, на наш взгляд здесь произошла подмена понятий «авторская школа» и «научная школа».

Приведем еще одну классификацию, предложенную А.В. Хуторским на основе доминирующей целевой ориентации (Табл. 7).

Таблица 7

Типология инновационных систем обучения в авторских школах

№ п\п

Типология систем обучения

Основные идеи

Авторские школы

1.

Личностно-ориентированные

Внимание учителя к личности ученика, образование общечеловеческих качеств доминирует над узкими целями учебных курсов, которые выступают средством развития личности.

- «Школа жизни» Ш.А.Амонашвили;

- человекообразующая методика Е.Н.Ильина;

- система поэтапного обучения физике на гуманистической основе Н.И.Палтышева.

2.

Природосообразные

Первичность внутренней сущности ребенка в обучении.

- школа «Эврика-развитие» г. Томск;

- школа свободного развития А.В. Хуторского.

3.

Культуросообразные

Образование Человека Культуры. Цель учебного предмета – обеспечить возможность выполнения предназначения их ученика по отношению к той или иной культуре, либо к их взаимодействию.

- система обучения М.П.Щетинена;

- система концентрированного обучения Г.И.Ибрагимов, А.А.Остапенко;

- ноосферная школа-лицей Калужская обл..

4

Креативные

Задача - отыскание и решение научных проблем изучаемых предметов. Творческая деятельность учащихся расширяется с предметной области на весь общеобразовательный процесс, включая и его организацию: постановку целей, конструирование содержания и пр.

- вероятностное образование А.М.Лобок, И.В.Христосенко;

- проблемное обучение М.И.Махмутов и др.;

- система креативного образования и самообразования на основе принципов эвристического обучения В.И.Андреев, Ю.К.Кулюткин, А.В.Хуторской и др.;

- технология развития изобретательской культуры Г.С.Альтшуллер и др.

5.

Оргдеятельностные

Задача – формирование у учащихся навыков мыслительной коммуникации, мыследействия и рефлексии в ходе развертывания образовательной практики по предмету.

- методологически ориентированные системы обучения Меташкола Ю.В.Громыко и пр.;

- системы развивающего обучения В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.;

- коллективный способ обучения В.К.Дьяченко др.

6.

Интенсивные

Ориентация на ин интенсификацию, ускорение и опережение образовательных процессов. Ученики усваивают в единицу времени больше инфомации, опережают государственно образовательные стандарты и типовые программы.

- опережающее обучение С.Н.Лысенковой;

- поэтапное управление познавательной деятельностью с опорой на ассоциации В.Ф.Шаталова.

7.

Ремесленные

Характеризуется опорой на знания и опыт учителя. Творческая продукция учеников в основном учительских образцов и их различных сочетаний.

- И.П.Волков;

- система работы учителей-репетиторов.

Данная классификация также имеет относительный характер. Хотя типы различаются в смысловой ориентации, многие из них имеют общие методологические и технологические подходы.

Несмотря на недостатки, приведенные выше классификации авторских школ будут полезны для углубления и систематизации знаний, на основе которых впоследствии возможно построить необходимую и достаточную для сегодняшнего уровня развития общества модель школы и модель человеческих взаимоотношений.

Авторская школа д.п.н., профессора Васильевой Е.Е. и д.п.н. Васильева В.Ю. применяет уникальные методики мирового уровня, направленные на гармоничное развитие логического мышления, воображения и зрительной памяти. Создана в 1999 году. В основе методики лежит технология развития эффективного мышления на основе интеллект – карт, технология “Russian Mind Mars”.

Сама идея использования схем и рисунков для лучшего изложения знаний не нова – ее применяли и применяют при обучении испокон веков. Но изучать и развивать ее как особый способ мышления начали с 60-х гг. прошлого века. Базовые правила для способа представления и связывания мыслей разработал профессор Джозеф Новак из Корнуэльского университета. Методику создания новых идей использовал англичанин Тони Бьюзен, который назвал свой метод "Mind Maps" (теория интеллект-карт) и использовал его для создания ряда компьютерных программ (1974). Интеллект – карты ("Умственные карты", "Карты ума", "Карты памяти" или Mind Maps), по мнениию Тони и Барри Бьюзен - это «записи, порождаемые творческим мышлением ... и в буквальном смысле представляют собой удобочитаемый план ваших мыслей, планомерно развертывающийся по мере того, как эти самые мысли возникают у вас в голове. Это очень похоже на план городской застройки, где центр – это самая важная ваша идея, главные дороги, ведущие от центра, - наиболее существенные мысли, возникающие у вас в процессе мышления, второстепенные дороги или ответвления – менее значимые мысли и так далее. Если в плане специальными значками отмечают городские достопримечательности, то вы на вашей карте подобными способами можете указывать на особенно интересные идеи».

В России в это же время Г.П.Мельников и П.Г.Кузнецов работали над похожей идеей, получившей свое выражение в теоретических работах по системологии. Методы системного мышления стали широко использоваться Г.П.Щедриковским и его последователями в организационно - деятельностных играх.

Технология “Russian Mind Mars”базируется на авторской системе трехуровневого мышления (логика – воображение – символ), а также последних достижениях мировой и отечественной науки. Она базируется на следующих основаниях: методе "Mind Maps" Тони Бьюзена; авторских способах развития мышления и запоминания текстов и учебников; мнемонике, логике, ТРИЗе (Теории Решения Изобретательских Задач); НЛП (нейролингвистическом программировании).

Ее целевая направленность: формирование навыка эффективного мышления, позволяющего быстро обрабатывать информацию (группировать, классифицировать, анализировать, структурировать) и на этой базе правильно организовать свою деятельность, расставлять приоритеты, принимать решения и планировать; формирование навыка творческого мышления (генерировать новые идеи и на базе обработанной информации делать новые открытия); формирование навыка запоминания книг, учебников и больших объемов текстовой и точной информации; формирование навыка скоростного конспектирования с глубоким пониманием информации.

Технология “Russian Mind Mars” включает в себя 8 видов интеллект – карт, которые применяются в разных областях деятельности: обучении, профессиональной деятельности (бизнес - консультировании), повседневной жизни, процессе саморазвития (психологическом консультировании).

1) "Карта памяти" представляет собой интеллект - карту, содержащую систему иерархии ключевых слов и систему символизации, являющуюся отображением процесса мышления (или его части): "мозговой штурм" - группировка - классификация - анализ - расстановка приоритетов - линейная последовательность. "Карта памяти" применяется для развития творческих способностей; генерирования новых идей; написания выступлений, сочинений; планирования дел, мероприятий и времени; сбора и систематизации информации.

2) "Карта текста" позволяет понять и на 100% запомнить любой текст, является основополагающим методом обработки и запоминания больших объемов текстовой информации. Она содержит систему выбора ключевых слов, систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации. "Карта текста" мощно развивает аналитическое мышление, позволяет увидеть структуру текста и перестроить ее в строгой логической последовательности, запомнить текст со 100% точностью и вспомнить его в нужный момент по зрительному ключу.

3) "Карта правила" ускоряет процесс запоминания правил и формирование навыков их практического применения. Она содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации. "Карта правила" отображает процесс мышления: группировка - классификация - поэтапное представление - символизация - примеры применения - применение на практике.

4) "Карта учебника" позволяет понять и на 100% запомнить весь учебник или книгу. "Карта учебника" составляется поэтапно и включает в себя другие виды интеллект - карт, содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.

5) "Мнемоническая карта" применяется для 100% запоминания большого объема точной информации, т.е. различных списков, таблиц, сложных текстов и стихов, например, списка неправильных глаголов английского языка, таблицы Менделеева, списка исторических дат и т.п. "Мнемоническая карта" строится на основе "универсальной техники запоминания точной информации", содержит систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.

6) "Конспект - карта" в 5 раз ускоряет процесс записи выступлений, лекций и их качественное усвоение. "Конспект - карта" содержит систему выбора ключевых слов, систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему символизации. Она развивает аналитическое мышление, позволяет глубже понять и увидеть структуру выступления или лекции, а затем перестроить ее в строгой логической последовательности, внести нужные изменения и дополнения.

7) "Вопрос - карта" ускоряет процесс формирования навыков, опираясь на алгоритмы мышления (деятельностный подход), например, навык выражения мысли на английском языке, навык применения правил русского языка и пр. "Вопрос - карта" применяется при проведении интервью или других мероприятий, где важны не сами вопросы, а их последовательность. Она улучшает процесс коммуникации и позволяет принять взвешенные решения. "Вопрос - карта" отображает процесс мышления: "мозговой штурм" - группировка - классификация - анализ - расстановка приоритетов - линейная последовательность.

8) "Карта мышления" применяется для всестороннего анализа и планирования деятельности, для стратегического планирования развития личности или организации, используется в психологическом и бизнес консультировании. "Карта мышления" представляет собой систему из нескольких интеллект - карт. Она отображает процесс мышления: категория - "мозговой штурм" - анализ - расстановка приоритетов - линейная последовательность - представление - категория - "мозговой штурм" - анализ - расстановка приоритетов - линейная последовательность. "Карта мышления" позволяет выстроить цепочку целей (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных) и в долгосрочной перспективе спланировать свою деятельность.