Методы и технологии воспитания
Современный этап развития образования иногда называют инновационно-технологическим. Это ярко проявляется и в области создания новых воспитательных технологий. Каждая новая педагогическая технология органически включается в воспитательную систему и имеет определенную концепцию, т.е. систему взглядов и установок на тот или иной процесс, деятельность, явление. Когда есть идея, начинается ее технологическая разработка, исследуется педагогическая ситуация и ставится педагогическая задача. В начале, строится модель процесса, затем на ее основе – программа действий. Технология является связующим звеном между целями, содержанием, методами и формами организации деятельности. Технология обеспечивает целостность и адресность воспитательного процесса. Технология, по мнению Е. В. Бондаревской и С. В. Кульневича, - это «пакет» методик, прилагаемых к целям (подробнее об образовательных технологиях смотрите в разделе «Обучение»). Говоря о методах воспитания (правильнее говорить о методах осуществления целостного педагогического процесса), будем понимать способы профессионального взаимодействия педагога и воспитанников с целью решения образовательно-воспитательных задач (напомним, что воспитание – часть процесса образования).
В последние годы в гуманитарных науках стали использовать термин «гуманитарные технологии». Современные воспитательные технологии представляют собой разновидность гуманитарных технологий. Это связано с тем, что технологии, применяемые в воспитательном процессе, обладают основными признаками гуманитарных технологий. Они ориентированы на решение проблем человека в условиях меняющейся среды, строятся на междисциплинарном знании (педагогика, психология, аксиология, социология, методика воспитания, культурология организаций и др.), являются по своей природе технологиями влияния, соорганизации людей, коллективной деятельности, создают условия для развития личности. Гуманитарные воспитательные технологии характеризуются меньшей алгоритмичностью, ориентацией на взаимодействие, формированием позитивных отношений, партнерством в отношениях, тонкостью проникновения во внутренний мир ребенка, взаимовлиянием, эмоциональностью, гибкостью и вариативностью.
На основе специфики назначения технологии в целостном процессе саморазвития личности можно классифицировать воспитательные методы, которые будут составлять основу технологий воспитания, следующим образом:
Рис.3. Классификация методов воспитания
Название | Назначение | Условия применения |
Методы развития самосознания, нравственных чувств и усвоения нравственных ценностей | ||
Беседа | Усвоение нравственных понятий, чувств, ценностей, отношений | Интерес детей к проблеме, опора на их реальный опыт, диалоговый режим |
Диспут | Воспитание культуры спора, формирование умений совместного поиска истины | Наличие актуальной проблемы, не имеющей однозначного решения, свобода высказываний |
Методы организации нравственного поведения и деятельности | ||
Упражнение | Формирование нравственных привычек, культуры поведения | Косвенные и параллельные способы воздействия |
Поручение | Освоение социальных ролей, навыков деятельности, умений взаимопомощи | Опора на интересы и способности, сменяемость поручений, переплетение руководства и подчинения |
Игра | Развитие активности и инициативы, навыков общения и социального взаимодействия | Возможность выбора позиций, ролей, разнообразие содержания, подчинение правилам, их создание |
КТД (Коллективное творческое дело) | Воспитание коллектива, опыт совместной творческой деятельности | Разнообразие КТД по срокам, видам, содержанию, полнота структуры, этапов |
Методы, стимулирующие и корректирующие процессы саморазвития, самовоспитания, самоопределения | ||
Диагностика (самодиагностика) | Включение механизмов самопознания, самооценки | Соблюдение этики, взаимосвязь диагностики личности и коллектива |
Поощрение | Одобрение поведения, поступка; канва образца, эталона поведения | Переживание удовлетворенности своим поступком, мотивация самосовершенствования |
Наказание | Прекращение неправильного поведения, торможение проявлений безнравствен-ности | Переживание неудовлетворенности своим поступком, желание исправиться, стать лучше |
Портфолио | Самооценка и мотивация достижений, планирование саморазвития | Презентация достижений, возможность самоутверждения в группе |
Каждая воспитательная технология предполагает следующий порядок операций: целеполагание, педагогическое проектирование, определение психологических приемов и методов воспитания, планирование согласованных действий, распределение функций, прав, обязанностей участников, описание и последовательность процедур, организация деятельности, информационно-диагностическое обеспечение14. А может быть лучше показать механизм формирования смыслообразующего мотива по Ахаян?
В.А.Сластенин считает, что любая технология в воспитании работает на цель развития индивидуальности воспитанников и связана с формированием их готовности к самосовершенствованию. Она тем эффективнее, чем в большей мере ориентирована на развитие индивидуального стиля деятельности, который, в свою очередь, формируется при условии включения учащихся в учебные и воспитательные задачи, допускающие множество способов их решения; чем в большей мере она содержит задачи, решение которых приводит к развитию волевых качеств личности, формированию у воспитанников способности к целеполаганию, самостоятельной разработке программы деятельности, выбору методов и приемов ее осуществления, корректировки, контроля, анализа и оценки результатов. Технология формирования готовности школьников к самосовершенствованию тем эффективнее, чем больше она ориентирована на их обучение способам самопознания, самопрограммирования и самовоздействия.
-
Проанализируйте любое воспитательное дело (мероприятие), в котором Вам довелось принимать участие в школе или вузе (а, может быть, в детском оздоровительном лагере?) на использование при его подготовке и проведении воспитательных технологий. Проследите порядок технологических операций. Сделайте вывод о «вкладе» дела (воспитательного мероприятия) в решение педагогических задач по реализации воспитательной деятельности. Объясните, почему оно успешно (или наоборот). Воспользуйтесь материалами и ресурсами Интернета.
- Воспитание
- Определение понятия «воспитание»
- Структура процесса воспитания
- Цели воспитания
- Принципы воспитания
- Содержание процесса воспитания
- Методы и технологии воспитания
- Оценка результатов воспитания
- Коллектив как высший уровень развития сообщества
- Детские и молодежные движения, молодежная субкультура
- Профессиональная задача
- Дополнительная литература для чтения