logo search
Вопросы к ГЭК по ТиММузВоспДетДВ

Музыкально-дидактические игры и пособия.

Для успешного музыкально – сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально – дидактические игры.

Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать музыкальные способности, углублять представление детей о средствах музыкальной выразительности. Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально-сенсорное развитие ребенка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к музыке. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношение звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств. Музыкально-дидактические пособия, как правило, включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями, цветные фигуры и т.д.). Музыкально-дидактические игры могут не использовать ее. Применение зрительной наглядности, включающей пространственные представления (выше –ниже, длиннее–короче), помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношения звуков по высоте и длительности.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности и соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых музыкально – дидактических игр имеют большое значение:

помогают планомерному развитию музыкального слуха;

вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же муз. произведении;

формируют необходимые черты личности (чувство товарищества, ответственности, инициативу, самостоятельность);

развивают умения применять полученные знания в повседневной жизни.

Следует отметить полифункциональный характер музыкально – дидактических игр, которые можно рассматривать:

как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке;

как одну из игровых форм обучения;

как самостоятельную игровую деятельность;

как средство музыкального общения и развития ребенка.

Музыкально-дидактическим материалом игр являются:

Существуют различные классификации игр и пособий.

Н.А. Ветлугина выделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные. За основание этой классификации взято различие игровых действий. О. П. Радынова разделяет игры по возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально – слуховых представлений и чувства ритма.

А.Н. Зимина выделяет игры в зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий: спокойное музицирование (статичные, часто с пособиями и соревновательным элементом); игры типа подвижных (динамичные с элементами соревнования), игры, построенные по типу хороводных (с ограничением двигательной активности, с элементами соревнования).

Иногда игры и пособия могут подразделяться на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью. Так, Л.Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности. Также можно подобрать музыкально-дидактические игры и пособия для овладения детьми различными видами исполнительства (пением, музыкально – ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах).

Во всех видах музыкально – дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.

Игры на развитие музыкальных способностей: Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные) и пособий. Развитие этой способности предполагает сочетание различных методов (зрительной, слуховой наглядности, слова и практических действий).

Игры и пособия для развития музыкально – слуховых представлений связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Моделирование отношений звуков по высоте с помощью различных средств позволяет развивать способность музыкально- слуховых представлений. При этом все методы (наглядный, словесный, практический) могут применяться в сочетании друг с другом.

Возникновению первоначальных представлений о высоте звуков способствует зрительная и слуховая наглядность, во взаимосвязи со словом (попевки с показом картинок, музыкальная лесенка). Осознание направления движения мелодии предполагает связь интеллектуальных, слуховых, зрительных, двигательных представлений в опоре на восприятие мелодии. Моделирование направления движения мелодии в музыкально-дидактических играх и пособиях осуществляется многими способами: использование музыкальной лесенки, набора разнозвучащих колокольчиков, выкладывание на карточках с нотным станом кружочков, соответствующих высоте звуков мелодии.

Развитие чувства ритма – способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачи смены характера музыки с помощью движений. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные). Для развития представлений о продолжительности звуков целесообразно использовать пособия и настольные игры, моделирующие эти отношения звуков, с одновременным воспроизведением мелодии.(короткие и длинные палочки или маленькие и большие предметы могут соответствовать коротким и долгим звукам). Большими возможностями в развитии способности чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся на протяжении музыкального произведения.

Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Педагог имеет возможность варьировать задания, направленные на развитие недостаточно развитой способности.

Муз.-дид. игры проводятся и во время занятий (2-4 мин.) и в свободное от занятий время (регламентируются режимом дня). Группы необходимо оснащать пособиями, инструментами, игрушками, рекомендованными программой, обновляя пособия 1-2 раза в месяц. Воспитателям необходимо самим изготавливать пособия для дидактических игр, разрабатывать их содержание.