Психологическая схема труда учителя.
Психология учителя как самостоятельный раздел начала формироваться недавно. Одну из первых попыток изучения качеств личности учителя предпринял Ананьев в 1930-х.
Наиболее общая схема труда учителя разработана в трудах Марковой. При анализе труда учителя она использовала три базовые категории — деятельность, общение, личность. Педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя составляют процессуальные характеристики труда. Результатом труда учителя являются изменения в психическом развитии учащихся — обученность, обучаемость, воспитанность и воспитуемость.
Качества учителя Маркова делит на объективные и субъективные. Объективные — профессиональные знания и педагогические умения, субъективные — профессиональные позиции и психологические особенности (познавательной и мотивационной сферы).
Кузьмина в структуру свойств учителя включает три компонента: личностный (направленность), индивидуальный (педагогические способности) и профессионально-педагогический (компетентности учителя).
В модели личности Митиной за основы взяты педагогические способности, выделенные Кузьминой — проектировочно-гностические и рефлексивно-перцептивные — высший уровень структурно-иерархической модели личности учителя. Центральный уровень: педагогическое целеполагание, мышление, рефлексия, педагогический такт, педагогическая направленность.
Митина разработала методику оценки работы учителя, позволяющую оценить уровень развития двух групп способностей:
методическая и предметная подготовка;
коммуникативные способности, умение создавать творческую атмосферу на уроке.
Исследование учителей с разным стажем и студентов педвузов показало неоднородное развитие способностей. У студентов-выпускников педвузов уровень способностей ниже предельно допустимого. У молодых учителей (менее 3 лет) низкий уровень коммуникативных способностей, т.к. молодые учителя, придя в школу, имеют теоретические знания, но испытывают трудности в организации деятельности учащихся — в активизации самостоятельной работы и воспитании положительного отношения к обучению, отборе учебного материала по степени сложности.
Учителя со стажем 10-15 лет демонстрируют почти по всем показателям повышенный уровень. Сформировались необходимые умения и навыки, произошло профессиональное становление. Идет поиск новых способов и приемов учебной работы, путей организации активной познавательной деятельности, критериев оценки знаний учащихся.
У учителей с большим стажем (от 20 лет) отмечается спад всех способностей, кроме способности поддерживать дисциплину. Причина в том, что учителя прекращают профессиональное самообразование и самовоспитание.
- Педагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет. Соотношение процессов развития, обучения и воспитания.
- Исторические этапы развития педагогической психологии.
- Характеристика деятельностного подхода в обучении.
- Бихевиористический подход в обучении.
- Когнитивный подход в обучении.
- Характеристика гуманистического подхода в обучении.
- Психологическая схема труда учителя.
- Синдром «эмоционального выгорания» учителей.
- Психологические основы организации учебного сотрудничества.
- Учебная мотивация: понятие, виды учебных мотивов.
- Динамика изменения учебной мотивации в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.
- Влияние педагогической оценки на познавательное и личностное развитие ребенка (по б.Г. Ананьеву).
- Структура, цель, задачи психологической службы. Основные виды деятельности школьного психолога.