Психологические компоненты усвоения
Исходные знания о мире даны человеку в чувственном познании – ощущениях, восприятиях, представлениях. Результаты мыслительной деятельности не только дают новое знание, непосредственно не содержащееся в данных чувственности, но и активно влияют на структуру и содержание чувств, познания. Поэтому те экспериментальные данные, с которыми имеет дело наука, образуются в результате использования теоретических положений для описания содержания чувств, опыта и предполагают ряд теоретической идеализации. Наряду с этим чувственный опыт, выступающий в качестве исходной основы познавательного процесса, понимается не как пассивное за-печатление воздействия предметов внешнего мира, а как момент активной практической, чувственно-предметной деятельности.
Психологические компоненты усвоения – это взаимосвязанные многогранные стороны психики учащегося, без активизации и соответствующей направленности которых обучение не достигает цели. К таким компонентам относятся:
1) положительное отношение учащихся к учению. Оно является необходимым условием полноценного усвоения учебного материала. Такое отношение помогает формировать следующие факторы: проблемный и эмоциональный характер изложения, организацию познавательной поисковой деятельности учащихся, которая дает им возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение учащихся рациональными приемами учебной работы. Отношение школьника к учению выражается во внимании, интересе к учению, готовности затратить волевые усилия для преодоления трудностей;
2) процессы непосредственного чувственного ознакомления с материалом. Овладевая знаниями, учащиеся наблюдают конкретные предметы и явления, их изображения, приобретают конкретные представления. Различают предметную, изобразительную и словесную наглядность;
3) процесс мышления как процесс активной переработки полученного материала. Понимание всегда означает включение нового материала в систему уже сложившихся ассоциаций, связывание незнакомого материала с уже знакомым. Анализируя мышление школьника, выделяют два основных вида – конкретное и абстрактное;
4) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации. Запоминание прямо зависит от характера деятельности ученика. Наибольшая эффективность запоминания наблюдается тогда, когда оно происходит в какой-нибудь активной деятельности. Эффективность также зависит от установок. Могут быть установки на запоминание вообще и установки более частного характера – на длительное или короткое сохранение в памяти, на точное воспроизведение своими словами и т. д.
- История дидактики.
- 3.Развивающая функция.
- Противоречия процесса обучения
- Движущие силы процесса обучения
- Закономерности и принципы обучения
- Законы обучения
- Психологические компоненты усвоения
- Принципы обучения
- Теория учебной деятельности в общей теории учения
- Классификация методов
- Рациональное применение различных методов обучения
- Типология и структура уроков
- Нестандартные уроки
- Развитие в процессе обучения
- Современные технологии обучения
- Технология критериально-ориентированного обучения
- Неигровые методы
- Игровые методы
- Содержание школьного образования
- Культура как основа построения и определение содержания образования
- Ступени обучения
- Индивидуальные и типические особенности учащихся в процессе обучения
- Психологические закономерности формирования умений и навыков
- Теория поэтапного формирования и усвоения знаний, умений и навыков
- Этапы учебного процесса и их реализация в учебных ситуациях
- Требования к организации процесса обучения
- Планирование учебной работы
- Педагогическая диагностика
- Индивидуальный подход в системе дидактических принципов
- Педагогический такт и его роль в обучении, педагогическое мастерство
- Носители содержания образования
- Законы и закономерности обучения
- Средства обучения
- Внеурочные формы организации текущей учебной работы