69.Технология мастерских.: целевая направленность , этапы работы в мастерской.
Эта технология разработана и уже несколько десятилетий успешно применяется во Франции. Ее основы заложили известные психологи и общественные деятели Анри Валлон, Поль Ланжевен и Жан Пиаже. Они и их последователи — французская группа нового образования (ОРЕИ), объединяющая тысячи педагогов, — полагают, что прогрессивные трансформации в обществе стимулируются положительными изменениями в образовании. Мастерские строятся в соответствии с «простыми и понятными формулами»: ребенок должен сам искать знания; труд ученика должен иметь смысл; все способны; ребенок должен двигаться; дети любят работать руками.
Сущность технологии педагогических мастерских. Технология заключается в специально организованном педагогом-мастером развивающем пространстве, которое позволяет ученикам в индивидуальном и коллективном поиске приходить к «построению или открытию знания».
Мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность ребят. Ученики, вместе с тем, имеют возможности выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т.п. Выполненные учащимися задания учитель не проверяет. В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия результатов работы и самого процесса познания. Это происходит на основе соотнесения и сравнения учащимися их образовательных продуктов с тем, что сделали одноклассники в паре и группе, а также с «общепринятыми достижениями человечества» зафиксированными в учебниках и других текстах. В результате такого соотнесения вырабатывается, конструируется собственное понимание фактов, процессов и явлений (собственное содержание образования), устраняется ограниченность или ошибочность субъектного опыта ученика, осуществляется личное образовательное приращение в его знаниях, умениях, отношениях, чувствах и способностях.
Если в традиционном обучении учитель дает знания и предполагается, что учащиеся их берут заранее «упакованными», структурированными, что учащийся —«белый лист бумаги», на котором можно писать, то мастерские начинаются, с того, что по каждому важному вопросу, по которым они проводятся, вначале организуется выдвижение учащимися своих гипотез, суждений, построение моделей, схем и т.п. Ученические версии, разработки — это и есть личностное содержание образования, создавая которое учащиеся овладевают соответствующими познавательными, мыслительными и деятельностными способностями.
Целевые ориентации:
• Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.
• Проделать путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).
Основные этапы (элементы) технологии мастерских: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.
Индукция – организация учителем проблемной ситуации, создание эмоционального настроя, включение личного отношения к предмету обсуждения и подсознания ребенка. Французские учителя начало мастерской называют индуктором.
Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у детей.
Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция. Важнейшим элементом технологии мастерских является групповая работа (малые группы выделяются в классе, образуются из учащихся разных классов, часто возникают стихийно, по инициативе ребят). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств детей (тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно настоять, чтобы в отчете были задействованы все. Выступать за группу ответственно и почетно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает всех. Работа в малых группах в отличие от фронтальной работы с классом позволяет использовать уникальные способности ребят, дает им возможность самореализоваться. Она в большей мере, чем индивидуальная и фронтальная работа с классом, позволяет учесть и включить в работу различные способы познания у каждого из ребят.
Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого слова озарение, инсайт, понимание. Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв - это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.
Творчество. Мастерская дает ученикам творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». В какой же мере на мастерской предоставляется возможность использовать свое дерзновение, в какой мере мастер требует от него послушания? Каковы их пропорции на мастерской? Принять задание мастера - акт послушания ученика. Но в выполнении задания свобода творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер не получает запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения задания учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера.
Позиция ведущего мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.
Проводя мастерскую, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать разум, мысль ребенка, сделать их активными, разбудить в нем то, что скрыто даже для него самого, понять и устранить то, что ему мешает учиться. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребенка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Мастер мягко, демократично, незаметно руководит работой ребят.
Форма мастерской как психологический тренинг помогает добраться до самого тайного в человеке, вызвать из него то, что он и не желал бы показывать; в этом состоит опасность действий мастера.
Удивительная миссия мастера: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.
- 1. Система образования рб.
- 2. Предмет, объект, функции педагогики и ее основные категории.
- 3. Связь педагогической науки с другими науками о человеке.
- 4. Структура педагогической науки, ее основные отрасли.
- 5. Цель воспитания, ее социальная обусловленность. Трактовка цели воспитания (из кодекса).
- 7. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе.
- 8. Педагогический процесс как система и целостное явление.
- 9. Содержание образования в современной школе.
- 11. Функции процесса обучения и их характеристика.
- 12. Дидактические принципы, их характеристика.
- 13. Сущность понятий «метод» и «прием» обучения. Классификация методов обучения.
- 14. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- 4. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.
- 15. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
- 1. Методы эмоционального стимулирования.
- 2. Методы развития познавательного интереса.
- 3. Методы формирования ответственности и обязательности.
- 16. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности.
- 17. Дидактические средства обучения, их классификация.
- 18. Сущность понятий «форма обучения» и «организационная форма обучения».
- 19. Урок как основная форма обучения. Современные требования к уроку.
- 20. Типы и структура уроков.
- 21. Подготовка учителя к уроку и её влияние на результат урока.
- 22. Нестандартные формы организации обучения, их характеристика.
- 24. Домашняя учебная работа как форма контроля знаний.
- 25. Рациональная организация учебного труда.
- 26. Процесс воспитания, его структура и особенности.
- 27. Закономерности и принципы воспитательного процесса, их характеристика.
- 28. Методы воспитания личности, их классификация и характеристика.
- 1. Методы формирования сознания личности.
- 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
- 3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
- 29. Формы организации воспитательного процесса, особенности их подготовки и проведения.
- 30. Формирование научного мировоззрения у школьников.
- 31.Формирование политической культуры и гражданственности у школьников.
- 32. Формирование нравственной культуры у школьников.
- 33. Эстетическое воспитание школьников.
- 34. Трудовое воспитание.
- 35 Профессиональное самоопределение школьников.
- 36. Воспитание физической культуры школьников.
- 37. Экологическое воспитание как составная часть формирования здорового образа жизни.
- 38. Организация самовоспитания школьников.
- 39. Коллектив как фактор воспитания школьников. Этапы становления и развития коллектива.
- 40. Формы и методы совместной работы семьи и школы.
- 41. Этапы становления понятия «технология» в образовании. Структура технологии.
- 42. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика».
- 43. Признаки педагогической технологии и критерии ее эффективности.
- 44. Критерии выбора педагогической технологии:
- 45. Технология проектирования и конструирования учебного процесса.
- 46. Гуманно-личностная технология ш.А. Амонашвили.
- 47. Система развивающего обучения л.В. Занкова.
- 48. Образовательные модели «Первый шаг», «Шаг за шагом».
- 3.1. Вовлечение родителей в педпроцесс.
- 51. Использование методов триз в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- 52.Игровые технологии: цели,научные основы, компоненты. Классификация педагогических игр.
- 53. Организация игровых технологий, особенности их применения в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
- 54. Технология проблемного обучения
- 55. Технология проектного обучения: цели, научные основы.
- 57. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала(в.Ф.Шаталов)
- 58. Технология программированного обучения.
- 59. Технология дифференцированного обучения
- 60. Технология индивидуализации обучения.(и.Э.Унт, а.С.Границкая, в.Д. Шадриков)
- 61.Коллективный способ обучения(а.Г.Ривин, в.К.Дьяченко)
- 62. Технология групповой деятельности
- 63. Технология модульного обучения.
- 64.Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
- Раздел I. "Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год".
- Раздел II. "Цели и задачи воспитательной деятельности"
- Раздел III. Написание перспективного плана:
- Раздел IV. Написание календарного плана на месяц.
- 69.Технология мастерских.: целевая направленность , этапы работы в мастерской.
- 70.Технология обучения детей с признаками одарённости.
- Классификация видов одарённости
- Классификационные параметры технологии
- Акценты целей
- Концептуальные позиции
- Выявление (диагностика) одарённости
- Особенности содержания и организации
- Предтечи, разновидности, последователи
- 71.Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
- 73. Технология само (м.Монтессори)развития
- 74.Школа –парк, как модель свободного образования (м.А.Балабан)
- 75.Сущность авторской школы. Разновидность авторских школ.
- 77.Технология авторской школы самоопределения (а.Н.Тубельский)
- 78. Модель гуманистической воспитательной системы в.А. Караковского
- 79. Сущность методической работы в школе. Основные формы организации методической работы.