Связь образования и культуры
Образование - это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В настоящее время - это переход от индустриального общества XX века к постиндустриальному или информационному XXI века. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Вместе с тем цель образования - развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи образования и культуры. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Связь образования и культуры является наиболее тесной, уже самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства. Это не просто обусловливание, это сущностная взаимозависимость, что проявляется, в частности, в том, что одним из основных принципов существования и развития образования является "культуросообразность". При этом образование рассматривается, прежде всего, как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Этот принцип пришел на смену выдвинутому Я.А. Коменским положению "природосообразности" обучения. Как полагал Я.А. Коменский, учиться можно легко, только "идя по стопам природы", в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Принцип "культуросообразности", императивно сформулированный еще А. Дистервегом: "Обучай культуросообразно!", означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Продуктивным является понятие типа культуры (например, архаичной, современной) и положение, что само определение типа культуры может быть соотнесено с характером обучения, образования. Известный этнограф М. Мид по этому основанию выделяет три типа культуры:
постфигуративную;
кофигуративную;
префигуративную. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
При постфигуративной культуре (примитивные общества, маленькие религиозные сообщества, анклавы и т.д.) дети, прежде всего, учатся у своих предшественников и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной "преемственности жизни", прожитое взрослыми - это "схема будущего для их детей". (См. дополнительный иллюстративный материал.) Этот тип культуры, согласно М. Мид, тысячелетия характеризовал человеческие сообщества вплоть до начала цивилизации. Проявление этого типа культуры встречается и в наше время в диаспорах, анклавах, сектах; в традициях, национальных укладах. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников, более широко - у современников. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную в смысле следования старшим в нормах, поведении и т.д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. На примере анализа жизни иммигрантов в США, Канаде, Австралии, Израиле М. Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником - ситуация, когда референтными, значимыми для подростка, являются не взрослые, не родители, а именно сверстники. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Префигуративная культура, "где взрослые учатся также у своих детей", отражает то время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образование и должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся "образовательным" стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное образование и характеризуется поиском решения этого противоречия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
- Человек и культура
- 10.1. Особенности современной детской субкультуры
- Литература проблемы личности в различных образовательных моделях Тема 11. Ценности и цели образования
- 11.1. Смысл человеческого бытия и ценности образования
- Измерения человеческого существования
- Проблема смысла человеческого существования
- Представления о ценности образования базовых ценностях общества
- Ценности образования в российской педагогической школе
- 11.2. Образование - всеобщая форма развития личности и общества
- Связь образования и культуры
- Образование как система
- Тенденции развития современного образования
- 11.3. Образование как единство обучения, воспитания и развития
- Соотношение процессов воспитания и образования
- Понимание процессов развития в педагогическом процессе
- 11.4. Созидание человеком образа мира в себе самом
- Истоки понятия "образования"
- Образование как процесс и как результат
- 11.5. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение
- Образование в первобытном обществе и Древнем мире
- Образование в Средние века и в эпоху Возрождения
- Педагогические идеалы Реформации и Просвещения
- Особенности педагогического идеала в русской педагогике
- 11.6. Философские и психологические концепции образования
- Общие основания современных направлений образования
- Основные типы обучения
- 11.7. Проблема таксономии образовательных целей
- Цели обучения и цели образования
- Таксономия целей образования б.С. Блума
- 11.8. Идея непрерывного образования, его цели, содержание, структура
- Содержание и принципы непрерывного образования
- Теоретические основания принципов непрерывного образования
- Профессиональное самосовершенствование как условие реализации непрерывного образования
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 5. Адаптация к новой культурной
- Часть 4. Психология межэтнических отношений
- Глава 1. Межэтнические отношения и когнитивные процессы
- Глава 2. Развитие и трансформация этнической идентичности
- Глава 3. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
- Глава 4. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования
- Глава 5. Адаптация к новой культурной среде