logo search
Соц пед шпоры

10)Система социальных институтов для оказания помощи детям и подросткам с различными отклонениями в развитии на современном этапе.

В поисках комплексного подхода к социальной реабилитации несовершеннолетних./ Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных Детей и подростков. М.: НИИ семьи, 1997.0. 53-59.

- подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном с ним состоянии, вследствие социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;

- почти все дети с различными хроническими заболеваниями;

- многие дети нигде и никогда не учившиеся, у которых не сформированы или утрачены элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован или утрачен опыт жизни в семье;

- дети с задержкой психического развития.

В специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации принимаются несовершеннолетние :

- по личному обращению;

- по направлению органов, осуществляющих социальную защиту населения;

- по постановлению комиссий по делам несовершеннолетних;

- по заявлению родителей, ходатайству органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел, по постановлению или определению суда, прокурора или следственных органов, если родители или лица, их заменяющие, осуждены либо к ним в качестве меры пресечения применено заключение под стражу24.

В этих условиях приюты становятся местом, где дети не только могут получить кров и пищу. Одной из главных задач приюта является восстановление широкого спектра их отношений с миром, с тем, чтобы научить их общаться со взрослыми, сверстниками, вернуть утраченное чувство семьи, помочь научиться любить, чувствовать себя нужным этому миру. Временное пребывание детей в этих учреждениях должно быть максимально использовано для всесторонней реабилитации подростка.

24 Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации./ Приложение к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.01,97 № 4.Индивидуальная программа реабилитации ребенка создается на основе его личностного изучения и анализа всей доступной информации, которая, по возможности должна отражать состояние физического и психического здоровья; степень образовательной подготовки и т.д. Несмотря на сложности организационного периода, отсутствие достаточного подготовленных кадров социальных работников, диагностического оборудования, инструментария в приюте специалисты (медики, психологи, воспитатели, социальные работники) стараются получить необходимую информацию о ребенке, что позволяет осуществлять не только общие оздоравливающие мероприятия, но и лечение хронических заболеваний, которые имеются у ребенка на момент поступления в приют. Большое значение в реабилитации подростка имеет психологическая диагностика и коррекция. Специалисты выделяют две главные психологические проблемы, с которыми приходится сталкиваться работниками приютов. Это — отставание в психическом развитии и преодоление последствий психической депривации ребенка. Под психической депривацией понимается недостаточное удовлетворение основных психических потребностей ребенка в течение долгого времени и в серьезной степени. Естественно, что социальные и психологические проблемы проявляются у детей в разной степени и в различных формах. Соответственно и реабилитация проводится индивидуально для каждого ребенка. Психологическая реабилитация проводится специалистами двумя способами: групповой и индивидуальный. Каждый способ имеет свои преимущества. Психокоррекционные группы способствуют личностному росту ребенка автономии (подростка), их самораскрытию, приобретению определенных знаний, умений, навыков, прежде всего умения общаться. Индивидуальная же терапия прежде всего направлена на то, чтобы снять у ребенка чувства тревоги и неуверенности, поднять его самооценку, помочь справиться со страхами, преследующими его, сформировать доверие к людям.

Важнейший путь реабилитации детей, имеющих 100-процентную школьную дезадаптацию — организация в условиях приюта систематического воспитательного и учебного процесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушений поведения. Наиболее сложный для такой реабилитации именно подростковый возраст. Если при работе с детьми младшего возраста необходимым является воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили ранее от своего близкого окружения (родителей, родственников и т.д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенные нарушения поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Подросток стремится быть самостоятельным, он болезненно реагирует на попытки взрослых руководить его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе. Существует несколько путей формирования самоуважения и самосознания подростка. Один из них — ориентация на образец, достойный подражания (родственник, знакомый, реальный или вымышленный герой). Большую помощь в реабилитации подростка оказывает и индивидуальная психотерапия, имеющая характер бесед, разговоров, обсуждений различных проблем. Одной из психологических трудностей подростка является его нежелание учиться. Значительная часть подростков никогда не училась в школе или имеет перерыв в учебе от года до пяти лет, у них наблюдается недостаточное владение навыками мыслительной деятельности. Именно поэтому процесс обучения в детских социальных приютах должен быть организован на строго индивидуальной основе. Подростки должны пройти этап, предшествующий возвращению в школу. Сегодня в практике приютов есть несколько вариантов обучения. Это общеобразовательные дневная и вечерняя школа, ПТУ, классы выравнивания. В ряде приютов процесс обучения осуществляется в рамках так называемой домашней школы. Она незаменима для большинства приютских воспитанников, ее задача — снизить эмоционально-психическое напряжение, порожденное школьным неблагополучием, восстановить и укрепить учебные навыки, восполнить пробелы в знаниях, придать ему уверенность в своих силах. Занятия здесь проводятся индивидуально или в микрогруппах (2-3 человека). Но даже самый хороший приют - это лишь временное место пребывания подростка, поэтому одной из главных задач социальной помощи подростку является устройство его дальнейшей судьбы. Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь при соответствующей, адекватной ситуации работе с родителями и детьми. Для этого сотрудники приюта изучают условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка (или детей) в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальным работником дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью. Однако очередной срыв со стороны родителей может вернуть ребенка в приют.

Если возвращение ребенка в семью невозможно, используются другие пути. До недавнего времени законодательство предусматривало только такие формы жизнеустройства детей, как усыновление, опека (попечительство), либо государственное сиротское учреждение, куда в основном и направлялись дети. Конечно, продуктивной формой семейного устройства является передача их под опеку или на усыновление родственникам, однако эти последние идут на такой шаг не всегда охотно. На это есть объективные причины: заболевания подростков, их поведение, стесненные жилищные и материальные условия родственников и т.д. Если возвращение в семью невозможно, многие приюты вынуждены передавать подростка в интернат. Но есть и другой путь, который практикуется сейчас многими учреждениями социальной помощи дезадаптированным подросткам — это создание семейных (воспитательных) групп25.Сначала происходит оповещения о таких детях через средства массовой информации или с помощью создания специального банка данных. Затем следует двухмесячный контакт ребенка и семьи, желающей его взять. Ребенок передается в попечительскую семью после встреч в выходные дни и тщательного обследования материально-бытовых условий попечительской семьи.