2.1. Сущность педагогической деятельности специалиста в области физического воспитания
Деятельность специалистов в области физической культуры: тренеров, учителей, преподавателей, инструкторов по физической культуре и адаптивной физической культуре, физруков, спортивных менеджеров, психологов спортивных команд и других специалистов физкультурно-спортивного профиля является педагогической.
Педагогическая деятельность в сфере физической культуры представляет вид профессиональной деятельности, содержанием которой является оздоровление, обучение, физическое воспитание и развитие обучающихся (воспитанников детских дошкольных учреждений, учащихся школ, студентов, взрослых людей, лиц с ограниченными возможностями здоровья и др.).
Специалисты с высшим физкультурно-педагогическим образованием осуществляют деятельность, связанную с:
1. Образованием и просвещением молодежи в области физической культуры и спорта;
2. Воспитанием подрастающего поколения;
3. Управлением и организацией учебной и спортивной деятельности населения;
4. Проектированием урочной и внеурочной деятельности функции педагогов и сотрудников образовательных и других учреждений, а также планированием результатов возможных спортивных достижений обучающихся, воспитанников и спортсменов.
5. Административно-хозяйственным управлением деятельности спортивного или образовательного учреждения по материальному обеспечение процесса физического воспитания (приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря, создание и благоустройство спортивных площадок, обеспечение туристических походов и др.). (Назовите вид деятельности, который Вы считаете наиболее важным; ответ обоснуйте).
Деятельность специалиста в сфере физической культуры социально направлена, так как она состоит в передаче накопленного человечеством опыта от старших поколений младшим, создает благоприятные условия для личностного и физического развития всех обучающихся и готовит их выполнению определенных социальных ролей (трудовых, семейно-бытовых и иных) в обществе. (Назовите три аспекта, доказывающих социальную направленность деятельности в сфере физической культуры).
Педагогическая деятельность в сфере физической культуры является самостоятельным общественным явлением, характеризующимся признаками:
1. Носит конкретно-исторический характер, так как цели, содержание и характер этой деятельности изменяются в соответствии с изменением исторической действительности. В сфере физической культуры цели и содержание работы специалистов зависит от потребностей общества в людях с определенной физической подготовкой. Задачи физической культуры как сферы общественной жизни находятся в тесной связи с тенденциями развития Олимпийского движения и т.д. (Приведите примеры целей физического воспитания юношества для разных исторических эпох в России)
2. Является особым видом социально ценной деятельности взрослых людей, состоящей в том, что мощь любого общества, государства прямо связана с самосовершенствованием его членов. В ходе педагогической деятельности специалиста в сфере физической культуры развиваются физические и моральные качества субъектов взаимодействия, укрепляется их здоровье, обогащается духовный мир. Любое человеческое сообщество заинтересовано в позитивных результатах педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта.
3. Осуществляется специально подготовленными и обученными специалистами. От специалиста в области физической культуры и спорта с высшим педагогическим образованием требуется владение теми знаниями, умениями и навыками, которым он должен обучить своих воспитанников.
Специалисту в области физической культуры необходимо постоянно совершенствоваться в практическом применении спортивных знаний и умений, поэтому он должен сам активно заниматься спортом. Важными показателями высокого профессионализма этих специалистов является уровень их воспитанности, интеллектуального развития и образованности, что требует постоянного самообразования и самосовершенствования.
4. Носит творческий характер, так как нельзя запрограммировать и предугадать все возможные варианты реализации педагогической деятельности в сфере физической культуры (Докажите социальную ценность и творческий характер педагогической деятельности в области физической культуры).
Важной особенностью педагогической деятельности является педагогическое сотрудничество, предполагающее совместную деятельность педагога и обучающихся. Она всегда носит коллективный характер, заключающийся в том, что в ней участвуют педагоги, родители, общественные организации (спортивные клубы и др.) и конкретные индивиды. Большую роль в этом процессе играют средства массовой информации, воздействующие на формирование в мировоззрении населения ценности спорта, и активного здорового образа жизни.
В деятельности специалиста в сфере физической культуры можно выделить компоненты: целевой (подразумевает постановку цели и предположение планируемого результата для каждого вида профессиональной деятельности); мотивационный (состоящий в формировании мотивации для достижения поставленных целей); содержательный (предполагает разработку содержания каждого вида деятельности, осуществляемого специалистом); деятельностный (состоит в выборе и осуществлении оптимальных методов обучения, воспитания обучающихся); контрольно-оценочный (предполагает выявление уровня достижений воспитанников, качественный и количественный анализ полученных результатов; их сравнение с поставленной целью, заключение об уровне успешности деятельности, выводы, составляющие основу для планирования и коррекции следующего этапа деятельности) (Назовите основные компоненты деятельности специалиста в сфере физической культуры, кратко обоснуйте их необходимость).
Подводя итог, необходимо отметить, что деятельность специалистов в области физической культуры и физического воспитания является социально важной, многоплановой, оказывающей большое воздействие на современное общество, его здоровье, духовность, нравственно-моральную и физическую культуру.
Задания для самостоятельной работы
1. Письменно выполните задания, приведенные в тексте параграфа.
2. Приведите определение понятия «педагогическая деятельность в сфере ФК», назовите его составные части.
3. Назовите основные аспекты профессиональной деятельности специалистов в сфере физической культуры.
4. Приведите пять примеров из бытовой деятельности человека, реализацию которых способствуют занятия физической культурой.
5. Дополните фразу: «Особенностью педагогической деятельности в сфере физической культуры является ______ _____, которое предполагает совместную деятельность педагога и тех, кого он учит, воспитывает, развивает».
6. Назовите основное различие между профессиональной и общепедагогической деятельностью, поясните, кто ее осуществляет.
- Введение
- История образования в области физической культуры. Особенности современного физкультурно-педаго-гического образования в России
- 1.1. История развития физической культуры как области общественной жизни
- 1.1.1. История физической культуры за рубежом
- 1.1.2. История физической культуры в России
- 1.1.3. Характеристика проблем физической культуры современной России
- История развития физкультурно-педагогического образования в России
- Возникновение и становление педагогической профессии в сфере физической культуры
- Роль мыслителей и ученых в развитии педагогической мысли в сфере физической культуры
- Особенности профессии современного педагога по физической культуре
- 1.3. Структура физкультурно-педагогического образования в современной России
- 1.4. Предметная подготовка специалистов в сфере физической культуры. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурно-педагогическом образовании
- Основные виды педагогической деятельности в сфере физической культуры
- 2.1. Сущность педагогической деятельности специалиста в области физического воспитания
- 2.2. Краткая характеристика профессиональной деятельности педагога по физической культуре в образовательных учреждениях различных типов
- Основные виды педагогической деятельности специалиста по физической культуре
- Особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры в образовательных учреждениях различных типов
- Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера
- Виды профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- Сущность профессиональной педагогической деятельности инструктора-организатора рекреации и туризма
- 2.3. Закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 2.4. Значение педагогических исследований в формировании специалиста в сфере физической культуры
- 2. Практические методы исследования
- Профессиональное становление специалиста по физической культуре в системе непрерывного образования
- 3.1.Профессиональные требования к специалисту в сфере физической культуры
- Мотивационно-профориентационные компетенции
- Информационные компетенции
- Креативные компетенции
- Коммуникативные компетенции
- Исследовательски-методические компетенции
- Спортивно-оздоровительные компетенции
- 3.1.1. Профессиональное самообразование педагога по физической культуре
- Профессиональный рост учителя физической культуры в образовательных учреждениях разных типов
- Пути построения профессиональной карьеры спортивным тренером
- Профессиональная карьера специалиста по адаптивной физической культуре
- Профессиональное совершенствование инструктора по спортивно-оздоровительному туризму
- 3.2. Мотивация педагогической деятельности, формирование педагогической направленности специалиста по физической культуре
- 3.3. Формирование профессионально важных качеств личности специалиста по физической культуре в ходе получения им профильного образования
- Заключение
- Список литературы
- Глоссарий
- Содержание
- Введение в педагогическую деятельность в сфере физической культуры