Современное мировое образовательное пространство.
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.
С конца XX века для мирового образовательного пространства характерны следующие важные тенденции:
переход от элитарного образования к высококачественному образованию для всех;
углубление межгосударственного сотрудничества в области образования, причем динамизм данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников;
существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека (политологии, психологии, социологии, культурологии, риторики, экологии, эргономики, экономики);
значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытом для формирования международной образовательной среды, наднациональных по характеру знаний и приобщения людей к мировым ценностям.
Вместе с тем в мировом образовании набирают силу следующие процессы: стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования для всего населения страны и преемственность его ступеней и уровней; предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям; обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа независимо от национальной и расовой принадлежности); повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования; поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.
К настоящему времени в мире сложились различные образовательные модели. Среди них:
российская модель: общеобразовательная школа – полная средняя школа – лицей, колледж – институт, университет, академия – аспирантура, докторантура;
американская модель: младшая средняя школа – средняя школа – старшая средняя школа – колледж двухгодичный – колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура;
французская модель: единый колледж – технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей-университет, магистратура, аспирантура;
немецкая модель: общая школа – реальное училище, гимназия, основная школа – институт, университет, аспирантура;
английская модель: объединенная школа – грамматическая и современная школа-колледж – университет, магистратура, аспирантура.
Существуют и другие оригинальные модели, в частности, китайская и японская. Происходит синтез ряда моделей.
В целом поиск новых моделей образования продолжается, и этот процесс непрерывен. Но всегда эффективность определенной модели образования подтверждается практикой.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
|
|
Задания. Тесты. | Ответы. |
а) гуманизация; б) гуманитаризация; в) стандартизация; г) конфессионализм; д) информатизация; е) возврат к традициям. 2. Понятие «индивидуализация» означает: а) учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся; б) внедрение специальных программ, индивидуально разработанных педагогом; в) усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки обучающегося к современной жизнедеятельности; г) процесс постоянного образования – самообразования человека в течение всей его жизни; д) ориентацию образовательной системы на развитие и становление взаимоуважения учащихся и педагогов. 3. В соответствии с Госстандартом студент должен изучать: а) общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; б) филологические дисциплины; в) математические и естественнонаучные дисциплины; г) медицину, химию, молекулярную биологию; д) общепрофессиональные дисциплины; е) специальные дисциплины. 4. Говоря об образовании, можно выделить следующие уровни: а) дошкольный уровень; б) начальный уровень; в) средний уровень; г) специальный уровень; д) неполный высший уровень; е) высший уровень. 5. Содержание образования должно быть ориентированно на следующие принципы: а) самоопределение личности; б) самореализацию личности; в) развитие гражданского общества; г) укрепление статуса общественных организаций; д) совершенствование правового государства; е) сохранение национальных обычаев и традиций. |
|
- I. Педагогика как наука Предмет и объект педагогики.
- Задачи и функции педагогики.
- Методы педагогики.
- Основные понятия педагогики.
- Новые информационные технологии (нит)
- Педагогика как система.
- Общекультурное значение педагогики.
- II. Происхождение и развитие педагогики
- Педагогика Средневековья и Возрождения.
- Западноевропейская педагогика XVIII – XIX вв.
- Современная зарубежная педагогика.
- Развитие педагогики в России.
- III. Образование человека Образование как социокультурный феномен.
- Современное мировое образовательное пространство.
- IV. Педагогический процесс Дидактика и функции обучения.
- Организация учебной деятельности.
- V. Воспитание человека Человек как объект воспитания.
- Цели воспитания и самовоспитания.
- Воспитательное воздействие.
- Виды воспитания.
- Стили воспитания.
- Модели воспитания.
- Основные понятия