Приемы коррекции способов подачи учебной информации,
выделенные и описанные нами, относятся к той части метода обучения, которая отвечает за передачу учебной информации без искажений и ошибок. К приемам, корректирующим способы подачи информации при использовании и моно- и бимодальных методов обучения, можно отнести следующие:
• Активизация «рабочей» модальности ученика. В начале урока при сообщении информации, требующей запоминания и т.п., учитель, вне зависимости от собственной репрезентативной системы, может использовать в речи (по возможности в одном предложении) слова-предикаты всех трех модальностей, как бы «включая» восприятие и визуалов, и аудиалов, и кинестетов: «Сегодня вы услышите новое, увидите необычное и почувствуете, как это важно для успешной учебы».
• Обращение к визуальной и кинестетической модальностям в устной речи. Информация, сообщаемая устно (рассказ, сообщение учителя), должна содержать языковые паттерны, относящиеся к визуальной и, особенно, кинестетической репрезентативным системам. Особенно важны кинестетические слова и образы, потому что прямых источников информации для кинестетов, кроме практических и лабораторных работ и упражнений, в учебном процессе нет. Легче всего эти языковые паттерны и образы находятся, когда мы иллюстрируем учебную информацию примерами «из жизни».
• «Полимодальная» жестикуляция. Если жесты визуалов локализуются от груди и выше, аудиалов – на уровне груди, кинестетов – на уровне пояса, то жестикуляция учителя так же, как и его речь, может удерживать внимание представителей всех модальностей. Например, если предикаты и языковые паттерны визуальные – жесты кинестетические, примеры кинестетические – жесты аудиальные и визуальные и т.п.
• Коррекция мономодальных и бимодальных методов обучения с целью их «доводки» до полной полимодальности. Устное изложение материала учителем (беседа, дискуссия) всегда должно быть дополнено использованием наглядных средств и пособий (для визуалов), соответствующими жестами и предикатами (для кинестетов). Визуальные методы могут дополняться устными комментариями, объяснениями и т.п. Как мы уже отмечали, особенно «не повезло» с методическими приемами кинестетам, поэтому учитель обязательно должен продумать способы подачи информации именно для этой группы обучающихся (записывание, проговаривание и т.п.).
- Методы обучения (лекция)
- Объект и объективный аспект метода обучения
- Субъекты и субъективный аспект метода обучения
- Особенности восприятия информации обучающимися
- Классификация методов обучения
- Классификация методов обучения по способам фиксации, трансляции и восприятия информации Тип: мономодальные методы обучения
- Класс: аудиальные методы обучения
- Класс: визуальные методы обучения
- Класс: кинестетические методы обучения
- Тип: полимодальные методы обучения
- Класс: аудиовизуальные методы обучения
- Класс: визуально-кинестетические методы обучения
- Класс: аудиально-кинестетические методы обучения
- Класс: аудио-визуально-кинестетические методы обучения
- Структура метода обучения
- Приемы коррекции способов подачи учебной информации,
- Приемы, облегчающие работу с информацией,
- Приемы стимуляции и поддержания мотивации учения
- Приемы активизации учебной деятельности
- Приемы, способствующие планомерному осуществлению учебных действий,
- Приемы организации формирования необходимых учебных умений, навыков и способов действия
- Приемы организации обратной связи
- Приемы, обеспечивающие рефлексивное осознание результатов деятельности
- Инвариантность и ситуативность методов обучения
- 48Http://www.Inse.In/content/630