logo search
Devnik_po_praktike1

6. Рекомендации по организации работы с пятиклассниками и шестиклассниками в период адаптации в средней школе.

  1. Классным руководителям и учителям-предметникам при организации учебно-воспитательного процесса следует учитывать повышенную тревожность учащихся, связанную с периодом их адаптации; проявлять такт в общении со школьниками; избегать публичного порицания того или иного ученика (лучше сделать это при индивидуальной беседе).

  2. Помнить, что существенным моментом в снижении тревожности учащихся является своевременное информирование их о критериях оценки на уроке, об основных требованиях учителя к учащимся на своем предмете.

  3. Важно знать, что на формирование устойчивой положительной мотивации влияет стиль деятельности педагога. Различные стили деятельности учителя формируют различные мотивы учащихся к обучению. Авторитарный стиль формирует «внешнюю мотивацию» (мотивы избегания неудачи); либеральный (непоследовательный, попустительский) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на «успех». Демократический стиль деятельности педагога на уроке способствует формированию «внутренней мотивации».

  4. Учителям, которые приняли пятый или шестой класс после предыдущего выпускного класса, следует «переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников и шестиклассников, вспомнить методы работы с ними.

  5. Учитывая возрастные особенности учащихся, в частности их возросшую потребность в общении со сверстниками, желательно проводить внеклассные мероприятия с целью сплочения классного коллектива, давать возможность учащимся лучше узнать друг друга, подчеркивать важность таких нравственных качеств как взаимопонимание, уважение друг друга, забота друг о друге.

  6. Самое главное в период подросткового кризиса выйти на уровень сотрудничества. Важно отдавать себе отчет в том, что дети взрослеют и этот процесс не возможно остановить. Нужно помочь им стать взрослым и сделать этот процесс наименее болезненным.

  7. Откажитесь от убеждения, что вам все понятно в детях. Мы видим только поступки и действия, а подлинные мотивы и убеждения нам не известны. Поэтому необходимо чаще спрашивать: почему, зачем они делают то или иное?

  8. Помните, что трудный подросток – это подросток, которому трудно. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам. Жизнь подростков не менее тяжела, чем ваша, а может быть и больше, потому что у них еще нет привычки и жизненного опыта.

  9. Оценивая деятельность учащихся не переходить на личность, сравнивать достижения каждого учащегося с его личными достижениями.

  10. Для развития устойчивой мотивации обучения учителю следует подчеркивать достижения каждого школьника через систему поощрений. Классные часы следует начинать с похвалы отдельных учащихся и всего класса в целом. В конце учебной четверти желательно отмечать лучших учеников вручением дипломов или похвальных листов. Также следует поощрять учащихся не только за хорошее обучение, но и за рост познавательной активности, их старательность и усердие, выполнение единых требований лицея.

  11. Педагогам-психологам, учителям-предметникам и классным руководителям рекомендуется обратить внимание и осуществлять индивидуальную работу с учащимися, у которых по итогам диагностики выявлен высокий уровень школьной тревожности.

  12. Педагогу-психологу продолжить тренинговые занятия с учащимися 5-х и 6-хклассов с целью сплочения классных коллективов, снижения уровня школьной тревожности.