Воспитательное воздействие.
Воспитательное воздействие имеет сложную технологию, которая определяется взаимодействием ряда значимых компонентов.
Прежде всего, это методы воспитания, под которыми подразумевается совокупность практических или мыслительных действий и приемов воспитателя и воспитуемого, выполняя которые можно достигнуть желаемых результатов. Это система принципов, имеющая установочный характер, которая предписывает как организовать целесообразную продуктивную деятельность. Метод воспитания является одним из инструментов не только воздействия на человека, но и взаимодействия.
Методы воспитания проявляют свое содержание через следующее:
непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);
создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника;
совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;
процессы обучения и самообразования, а также передачу информации в кругу семьи, в процессе дружеского профессионального общения.
Методы воспитания определяются целями, принципами, содержанием воспитания. Являясь способами взаимодействия с обучающимся, они позволяют решать те или иные педагогические задачи.
Можно выделить ряд методов:
методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждения);
методы упражнений, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются ее позитивные мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязаний, показа образцов и примера, создания ситуаций успеха);
методы оценки и самооценки, с помощью которых производится определение поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечание, наказание, контроль, самоконтроль, самокритика, создание ситуации доверия).
Воспитание также выражается в определенных формах целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как объединены учащиеся: массовые формы (участие всего учебного коллектива), групповая форма, индивидуальная форма.
При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспут, «круглый стол», беседа на этические темы, телемост, акция милосердия, литературно-музыкальная композиция.
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Разнообразие и богатство по содержанию форм организации воспитательного процесса способствуют его эффективности.
В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность. Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемого эффекта. Поэтому опытные педагоги постоянно ищут новые действенные формы воспитания.
- I. Педагогика как наука Предмет и объект педагогики.
- Задачи и функции педагогики.
- Методы педагогики.
- Основные понятия педагогики.
- Новые информационные технологии (нит)
- Педагогика как система.
- Общекультурное значение педагогики.
- II. Происхождение и развитие педагогики
- Педагогика Средневековья и Возрождения.
- Западноевропейская педагогика XVIII – XIX вв.
- Современная зарубежная педагогика.
- Развитие педагогики в России.
- III. Образование человека Образование как социокультурный феномен.
- Современное мировое образовательное пространство.
- IV. Педагогический процесс Дидактика и функции обучения.
- Организация учебной деятельности.
- V. Воспитание человека Человек как объект воспитания.
- Цели воспитания и самовоспитания.
- Воспитательное воздействие.
- Виды воспитания.
- Стили воспитания.
- Модели воспитания.
- Основные понятия