logo search
КУЛЬТУРА в программу

Тенденции развития современного образования

Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А.Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени до конца XX века.

Тенденции изменения общей ситуации образования в конце XX столетия совпадают с общими принципами его реформирования в мире и в России. Это следующие основные принципы:

Существенно, что эти принципы реформирования образования, судя по материалам ЮНЕСКО, соотносимы с основными направлениями реформирования образовательных систем мирового сообщества. К этим направлениям были отнесены:

Рассмотренные принципы и направления образования отражают глобальные тенденции современного мира, выявляющиеся в процессах демократизации, глобализации, регионализации, поляризации, маргинализации и фрагментаризации. Очевидно, что меняющиеся в образовательном пространстве тенденции отражают общие направления изменения в мире, и наоборот, эти направления суть отражение складывающихся тенденций в образовании. (См. дополнительный иллюстративный материал.)      Более точно эта главная мысль данного раздела - о неразрывной связи образования и культуры, человеческого общества - будет раскрыта при описании истории образования как смене педагогических идеалов в процессе развития общества.

Проблемы для обсуждения: 1. Связь процесса образования и культуры. 2. Образование как социальный институт со специфическими целями, содержанием, учебными программами. 3. Характеристика образования как системы. 4. Тенденции в современном образовании.