25) Правила основного этапа психологического обследования (тестирования) в условиях дошкольных учреждений
1. Обращение к ребенку по имени.
2. Не отрывать ребенка от интересной деятельности, которой он занят в группе.
3. Первоначальное установление контакта.
4. Дать ребенку время освоиться (в кабинете не должно быть чего- либо очень привлекательного для ребенка).
5. Обследование проводить в изолированном помещении (ни в коем случае не в группе), за соответствующим росту ребенка столом.
6. Не сажать ребенка лицом к окну, чтобы избежать рассеивания внимания.
7. Психолог должен сидеть рядом / сбоку, но не напротив ребенка.
8. При присутствии взрослых, нужно предупредить их о невмешательстве в процесс (территориальное отделение, чтобы не попали в поле зрения ребенка, лучше занять их какой-либо деятельностью, например, дать заполнить анкету).
9. Ребенку 6-7 лет с ярко выраженными чертами лидера можно предложить выбрать: что хочешь – поиграть, порисовать или позаниматься?
10. Все методики должны быть заранее подготовлены, но находиться вне поля зрения ребенка.
Правила комплектации «батареи методик».
• лучше начинать с рисуночных методик (данная деятельность легче дается ребенку, особенно если он сложно вступает в речевой контакт)
• задания на диагностику познавательного развития лучше давать в первой половине обследования (пока не устал);
• задания речевого типа – в середине или второй половине, когда контакт с ребенком уже установлен;
• типы заданий должны чередоваться;
• длительность сеанса должна быть индивидуальна в зависимости от возраста и темперамента (обычно 30-45 минут) – от 15-20 мин. до 1 часа и более.
Во время психологического обследования психолог должен вести протокол обследования. Лучший вариант – сплошной протокол, в котором отмечаются спонтанные реакции, высказывания ребенка.
Принципы оформления протокола:
• необходимо заранее подготовить легенду для ребенка – почему я пишу;
• указать дату, имя, возраст ребенка с полными месяцами;
• указать последовательность заданий;
• указать форму предъявления заданий (устная инструкция, карточка для читающего ребенка);
• отмечать способ выполнения задания;
• указать, оказывалась ли ребенку помощь и какая именно (дозированная помощь): минимум – организационная (…не торопись…, можно указать область, в которой ребенок сделал ошибку), максимум – психолог сам показывает, как выполнять задание.
В подготовительной к школе группе обследование умственного развития проводится одновременно с 6-10 детьми. Детей сажают за отдельные или общие столы на таком расстоянии друг от друга, чтобы исключить возможность копирования решений и подражания. Столы расставляют так, чтобы проверяющему была хорошо видна работа каждого ребенка. Детям дают хорошо отточенные карандаши и тетрадки с заданиями. У проверяющего точно такие же тетради. Он пользуется ими для объяснения. Детей предупреждают, что работать нужно самостоятельно, не советуясь с товарищами, не заглядывая друг к другу в тетради. В случае затруднений или непонимания задачи – обращаться к взрослому.После окончания работы по одной методике детям предлагают отложить тетрадь в сторону и взять следующую. Длительность одного занятия не должна превышать 40-45 минут. Задания, которые дети не успели выполнить за это время, переносятся на второе занятие.
Для обследования целесообразно комплектовать группы детей с примерно одинаковой скоростью решения учебных заданий. В этом могут помочь воспитатели группы. Если ребенок не справляется с общим темпом работы или отказывается ее выполнять, рекомендуется индивидуальное обследование.
- 1) Цели и задачи психологической службы в детском образовательном учреждении
- 2) Аспекты психологической службы образования.
- 3) Структура службы(психологическая служба в системе народного образования)
- 5) Психологическая служба образования, или школьная психология, за рубежом.
- 6) Практическая психология образования в России
- 8) Модель профессиональной деятельности детского практического психолога
- 9) Понятие о социальном заказе на работу практического психолога.
- 10) Профессиональное место психолога в образовательном учреждении
- 21) Организация разновозрастного общения детей дошкольного возраста.
- 22) Организация адаптации детей к детскому саду.
- 24) Этапы психодиагностического обследования
- 25) Правила основного этапа психологического обследования (тестирования) в условиях дошкольных учреждений
- 26) Содержание и формы коррекционной работы в доу
- 30) Работа с детьми «группы риска».
- 32) Набор диагностических методик для детей 3—5 лет
- 33) Диагностики для обследования детей 5-7 лет
- 35) Анализ существующих методов определения готовности к школе
- 38) Невротические проявления у детей
- 39) Страхи у детей: характеристика, причины, диагностика, коррекция.
- 40)Развивающая работа с детьми преддошкольного возраста (2-3 года)
- 41) Развивающая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет)
- 42) Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста
- 43) Диагностические методики, направленные на выявление уровня развития моторики дошкольника.
- 44) Внимание и память
- 45) Уровень воображения дошкольника
- 46) Уровень развития речи
- 47) Восприятие дошкольника
- 48) Уровень мышления
- 49) Мотивационно-потребностная сфера
- 50) Особенности личности и общения дошкольника
- 51) Самооценка и уровень притязаний. Беседа "Расскажи о себе"(а.М.Щетинина)
- Методика "Два дома"
- 52) Эмоции и чувства. Проективная методика "Неоконченные рассказы" (т.П.Гаврилова)
- Проективная методика "Рисунок человека"