logo search
Воспитательные системы

Школа ф.Ф. Брюховецкого: развитие идей коллектива

Воспитательная система школы Федора Федоро­вича Брюховецкого начала складываться в годы Великой Отечественной войны. В феврале 1943 года, в только что освобожденном от фашистских войск

154

Краснодаре, педагоги собрали голодных, полураздетых и морально травмированных детей и привели их в классы одного из немногих уцелевших зданий, бывшего реально­го училища. Материальной базы не было совсем. Зима была холодной, а топить было нечем. Не на чем было сидеть, нечем было писать, часто занятия прерывались сигналами воздушной тревоги.

Чем мог педагогический коллектив компенсировать детям голодное детство? Встала задача сплотить детей в дружный коллектив, включить их в интересную коллек­тивную жизнь.

Молодой директор выпросил для школы делянку ле­са и участок в четыре гектара заброшенной и заросшей терновником земли. Впоследствии Ф.Ф. Брюховецкий писал: "На отведенном участке ребята пилят и рубят дро­ва, оттаскивают их к полотну дороги и грузят в вагоны. Так решалась топливная проблема. Тепло стало не только в школе, но и в ребячьих душах от сознания исполненно­го долга... За сорок километров от города нам выделили землю, дали семенной материал. Мы ехали туда с детьми и родителями, корчевали терн. У учителей и детей крова­вые мозоли были на руках. Сделали все своими руками: расчистили землю, произвели посадку, несколько раз пропололи и собрали хороший урожай. К началу занятий была готова столовая. К кусочку черного хлеба дети бес­платно получали тарелку борща или супа. И каким же вкусным он казался. Еще бы! Ведь все было добыто сво­им трудом, собственными руками".

Коллективный труд в подсобном хозяйстве объеди­нил учителей и учащихся в дружный, работоспособный и целеустремленный коллектив. В этих условиях особого внимания требовали к себе отношения. Они становились зачастую главным воспитывающим фактором.

"Что же касается отношений между детьми и педаго­гами, то это были отношения единого порыва, единого дыхания. Именно на работе в подсобном хозяйстве воз­ник у нас коллектив, появилось соревнование между бригадами. Но и в учебе не было ни одного дня про­пусков... Вот это отношение к работе мы всегда потом помнили и старались сохранить в будущем".

155

Так из совместной коллективной деятельности педа­гогов и воспитанников родилась воспитательная система школы № 58 (позднее № 12) Краснодара, которая не только сохраняла, но и развивала гуманистические тра­диции в условиях господствовавшей тогда командно-административной системы.

В этих обстоятельствах педагогический коллектив не только опирался на опыт и идеи педагогов 20-х годов, но и смело экспериментировал. Как писал потом Ф.Ф. Брюховецкий, творчески развивая педагогическое наследие А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, выводы видных ученых-педагогов, а также опыт директоров и учителей, "педаго­гический коллектив нашей школы внес в решение ряда проблем детского ученического коллектива и свой скром­ный вклад... В поисках наиболее рациональных методов воспитания школьного коллектива мы не могли обойтись без эксперимента. В сущности вся наша работа была по­строена на эксперименте".

С 1951 года школа официально стала опорной шко­лой Научно-исследовательского института теории и ис­тории педагогики АПН СССР. Какие же проблемы вос­питания удалось решить в этой школе? По мнению са­мого Брюховецкого, такими проблемами являлись сле­дующие:

а) проблема педагогического коллектива;

б) проблема структуры и самоуправления детского коллектива;

в) проблема накопления опыта коллективных дей­ствий и коллективных переживаний;

г) проблема закрепления опыта коллективной жиз­ни в традициях.

Педагогический коллектив являлся одним из важ­нейших структурных элементов системы. Ф.Ф. Брюховецкий, который сам являлся организационным и эмо­циональным лидером коллектива и генератором идей, привлекал в школу самобытных, творческих, высоко профессиональных наставников. Он считал, что ре­шающим условием воспитания и сплочения детского коллектива является наличие сплоченного и вооруженно­го единой методикой педагогического коллектива.

156

Сплоченность педагогического коллектива достига­лась в школе путем специальной и целенаправленной работы, через формирование отношений взаимозависи­мости, взаимоконтроля и взаимоподдержки. Основной акцент делался на овладении специальными знаниями и навыками организации воспитательной работы. Обучение происходило на педагогических совещаниях и семинарах-' совещаниях классных руководителей. Школой повыше­ния профессионального мастерства и органом коллек­тивной мысли выступал педагогический совет.

Главное, чего добивался директор от педагогов, - это "добросовестного отношения к делу, умения трезво оце­нивать свои успехи, видеть и преодолевать недостатки в работе, быть сдержанным и безукоризненно тактичным по отношению к детям и другим людям, на деле служить примером для учащихся".

Предъявление высоких требований не мешало педа­гогам оставаться друзьями. Они ходили друг к другу в гости, собирались на общие празднества. Особенно па­мятны были выезды за город, в лес за грибами, на рыбал­ку. Проводились вечера отдыха с беспроигрышной лоте­реей, дружескими шаржами, смехом, танцами и пением.

Стиль требовательности и доброжелательности, бе­режного отношения к индивидуальности и терпимости, внимательности друг к другу в общении передавался от педагогов детям. Активную роль в воспитательной систе­ме школы играли родители учащихся и шефы, которые входили в единый коллектив воспитателей и вместе с воспитанниками участвовали в организации школьной жизни.

Опыт этой школы 50-60-х годов расширил представ­ления о педагогическом коллективе как субъекте воспи­тания. Он показал, что влияние педагогического коллек­тива на детский осуществляется не только в результате совместной деятельности, но и в силу своеобразной "педагогической индукции", за счет своего "поля", под. влиянием которого дети воспринимали и вместе с педа­гогами формировали основные ценности системы.

Среди них были не только направленность на полу­чение образования, но и, прежде всего, честь школы, честь класса. Ученик не мог подвести коллектив неради-157

вым отношением к учению, поэтому уровень учебных успехов был очень высок. Выпускники школы поступали во многие вузы страны, включая московские.

Педагогический коллектив школы во многом опи­рался на идеи и опытА. С. Макаренко, творчески перера­батывая их и развивая в новых условиях, с учетом кон­кретных обстоятельств. В том числе это касалось и по­строения органов самоуправления.

Процесс сплочения детей в коллектив начался с соз­дания здоровых классных коллективов, ученического актива, установления правильных взаимоотношений между активом и классным руководителем, а также меж­ду ними и классом в целом. Мостиком от коллектива класса к общешкольному являлись общешкольные собра­ния учащихся. Школа была большая, работала в две сме­ны. Собрать общее собрание как главный орган коллек­тива практически было невозможно. Собрания проводи­лись по сменам, по группам классов, по параллелям, со­брания мальчиков, собрания девочек. На ученические конференции в зал набивалось до двухсот человек, упол­номоченных и не уполномоченных классными коллекти­вами.

В школе существовало два учкома, работа которых проводилась по сменам. Каждый из них полностью рас­поряжался зданием, контролировал жизнь школы и ре­шал проблемы в свою смену: поддержание санитарно-хозяйственного режима, внешний вид и правила личной гигиены учащихся, организация соревнования на лучший в санитарно-хозяйственком отношении класс.

Естественно, что ученическое самоуправление воз­никло не на пустом месте. В фундамент, на котором оно основывалось, по мнению Брюхоаецкого, входили "и продуманная, регулярно проводимая с ученическим акти­вом работа, и формирование здорового общественного мнения ребят, и накопление традиций, и руководство органами ученического самоуправления непосредственно из педагогического центра, и трудовое воспитание".

В этой школе родилась традиция "дежурных клас­сов", которые потом стали обыденным явлением, а в 50-е годы являлись проявлением высшей демократии, реали­зацией идей сотрудничества педагогов и воспитанников. 158

Казалось бы, успехи налицо, но "еще в большей ме­ре, чем это было раньше, мы стремимся развить само­стоятельность и инициативу учащихся, сделать их хозяе­вами в школе. Много лет обязанности дежурных по шко­ле выполняют только учащиеся. Они сами наводят поря­док в школе и сами оберегают его... Жизнь властно тре­бует коренной перестройки органов ученического само­управления. Возможно, следует заменить пионерские звенья бригадами, объединяющими ребят по принципу различных дел. Как показывает опыт, бригадный прин­цип активизирует ребят, укрепляет их веру в свои силы, повышает ответственность за порученное дело".

Не побоявшись обвинений в принижении роли ко­митета комсомола, педагогический коллектив школы пошел на создание нового органа - совета коллектива. "В связи с тем, что органы школьного самоуправления стали разнообразными, а функции, выполняемые ими, диффе­ренцированными, возникла необходимость в создании еще одного органа, который координировал бы деятель­ность всех ученических организаций. Таким органом у нас является совет коллектива, в состав которого входят все члены комитета ВЛКСМ, совета дружины, учкомов, председатели постоянных и временных комиссий и дру­гие. ...Анализируя деятельность Совета коллектива, - пи­сал Ф.Ф. Брюховецкий, - мы пришли к выводу, что рабо­та школьных ученических организаций стала более со­держательной, функции каждой из них обозначились более четко, опасность так называемого дублирования исчезла полностью".

Но "совершенствование организации детского кол­лектива не сводится к совершенствованию системы орга­нов его самоуправления: совершенствовать надо и орга­низацию жизнедеятельности".

Педагогический коллектив школы накопил немало традиций, оказывавших воспитательное воздействие как на коллектив в целом, так и на каждого школьника, учи­теля. Это и традиции каждого дня, и классные традиции, и торжественные, которые живут десятилетиями и пере­даются из поколения в поколение.

Среди них центральное место занимал праздник "За честь школы". Позже он стал проводиться во многих 159

школах, но мало кто знает, где он зародился. Его история такова.

23 января 1944 года в адрес школы пришло письмо от командира одной из фронтовых частей. В нем сообща­лось, что выпускнику школы Александру Мироненко за мужество, проявленное при защите Ленинграда, присво­ено звание Героя Советского Союза. В письме говори­лось, что А.Мироненко, геройски защищая честь Роди­ны, защищал и честь школы, его воспитавшей. Письмо произвело на учащихся столь сильное впечатление, что родилась идея ежегодного школьного праздника "За честь школы". Он был призван нести идею преемственности поколений, чести коллектива, любви к родной школе и верности ее традициям. Этот праздник стал главным творческим делом всего коллектива. Его ждали, к нему готовились все. Классы дарили школе подарки, сделан­ные руками детей. Организовывалась выставка творче­ских работ учащихся, проходили концерты художествен­ной самодеятельности, встречи с выпускниками прошлых лет, лучшие из лучших учащиеся заносились в книгу По­чета "За честь школы".

Еще одна яркая традиция - Праздник Труда. Празд­ник Труда - это прежде всего сам труд: посадка деревьев, подготовка наглядных пособий, благоустройство террито­рии, помощь детским садам, выставки работ учащихся в витринах магазинов, фестиваль художественной самодея­тельности во Дворцах культуры и парках, спартакиада школьников.

Другой традицией являлся майский пикник, когда все учащиеся школы вместе с педагогами и активом ро­дителей (более тысячи человек) выезжали на берег Куба­ни: пели, танцевали, пекли картошку...

Кроме того, в традициях школы № 58 были: празд­ник первого звонка (1 сентября), общешкольная спарта­киада (сентябрь-октябрь), День памяти учеников и учи­телей, погибших в Великой Отечественной войне (8 мая), праздник творчества и труда (вторая суббота мая), празд­ник последнего звонка. Интеграция традиций и твор­чества стала одной из характерных черт воспитательной системы школы Ф.Ф. Брюховецкого.

160

Наверное, важнейшей характеристикой воспитатель­ной системы являлась серьезная трудовая деятельность, охватывавшая все школьные классы. В школе с первых лет утвердилась традиция коллестивного труда, который на многие годы стал здесь ведущей деятельностью, системообразующйм фактором. Периодически на первый план выходили различные виды труда: самообслужива­ние, работа на пришкольном участке, строительство ста­диона, создание памятника ученикам и учителям школы, погибшим в Великой Отечественной войне, трудовые десанты и т.п.

Роль труда была не только в том, что он, по словам Брюховецкого, создавал "опыт коллективных действий и коллективных переживаний" в масштабах всей школы. Формировалось коллективное самосознание, чувство от­ветственности за общее дело и совместный труд.

Чтобы обеспечить переживание гордости за коллек­тив школы и его успехи и через это сформировать стре­мление детей стать активными участниками борьбы за эти успехи, ежегодно проводился праздник труда. Пере­числим только составные части этой яркой и красочной традиции. "Это прежде всего труд и общественно полез­ная деятельность ребят (сбор металлолома и макулатуры, посадка деревьев и цветов, изготовление наглядных посо­бий и т.д.); рапорт каждого класса шефам об успехах в труде, учении и поведении... выставка работ учащихся на витринах универмага под девизом: "Умелые руки не зна­ют скуки"; фестиваль художественной самодеятельности, проводимый во Дворцах и парках культуры; спартакиада школьников, посвященная празднику труда, и многое другое". Такой праздник надолго оставался в памяти вос­питанников как символ труда, единства и целеустрем­ленности коллектива.

Для развития воспитательной системы, созданной Брюховецким, стратегическое значение имела выдвинутая им идея о связи перспективы и традиции: реализуемая перспектива закрепляется в традициях, сложившаяся тра­диция требует новой перспективы. Постоянно шел поиск большого общешкольного дела, объединяющего весь коллектив. После того как вошел в традицию праздник "За честь школы", коллектив был нацелен на строитель-161

ство школьного стадиона, затем, в середине 50-х, таким делом стала большая военизированная игра, в середине 60-х всех объединило строительство памятника ученикам и учителям школы и т.д. Непрерывное движение и об­новление способствовало стабильности системы.

Ф.Ф. Брюховецкий смог сделать вывод по итогам ра­боты: "Мы сумели создать сплоченный и целеустремлен­ный ученический коллектив, самостоятельно решающий многие вопросы своей жизни, не пасующий перед труд­ностями, коллектив, который в трудных условиях может правильно определить линию своего поведения".

Этот вывод не был голословен. Действительно, уча­щиеся были самостоятельны в повседневной жизни. По­рядок в школе поддерживался без помощи учителей. Между старшими и младшими воспитанниками сложи­лись отношения взаимного уважения и ответственности старших за успехи малышей. Коллектив не оставался равнодушным к негативным явлениям.

Однако главной характеристикой гуманистической воспитательной системы Ф.Ф. Брюховецкого являлось то, что в центре ее был все-таки не коллектив, а личность. Педагоги школы, по мнению Л.И. Новиковой, "усвоили многие идеи Макаренко, но отвергли сталинскую идею "личности-винтика"; приняли нравственное содержание послевоенного восстановления, коллективного труда, но не приняли принудительности, отчужденности, безлич­ности результатов труда".

Сам Ф.Ф. Брюховецкий писал: "Но как бы высоко мы ни ценили ученический коллектив, созданный уси­лиями педагогического коллектива, он для нас не являет­ся самоцелью. Мы рассматривали и рассматриваем дет­ский коллектив как основное средство развития ребенка, формирования его как гражданина и товарища, как твор­ческой индивидуальности... Мы также убедились в том, что в детском коллективе необходимо специально куль­тивировать такие отношения, которые были бы направ­лены на формирование личности каждого ребенка, на развитие тех черт и качеств, которые являются наиболее ценными. В настоящее время перед педагогическим кол­лективом поставлена задача индивидуализации воспита­ния и создания программ развития каждого ребенка". 162

Воспитательная система Ф.Ф. Брюховецкого склады­валась в 50—70-е годы. И сейчас школу по праву продол­жают называть "Школой Брюховецкого". Основные идеи его воспитательной системы продолжают жить. Ежегодно в школе проходят педагогические чтения в его честь.

История этой школы свидетельствует о том, что в период господства авторитарной педагогики талантливые педагоги находили пути воспитания молодежи в духе уважения к человеческой личности, демократии и гума­нистических идей.

Ф.Ф. Брюховецкий и его коллеги не только развили и обогатили идеи коллективистического воспитания А.С. Макаренко и других педагогов, но и во многом опе­редили свое время.