logo search
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

1. Сущность и структура идеальной педагогической инновации. Реальные формы инновирования образования

На современном этапе право и возможность каждого преподавателя, учителя-предметника творить, искать, обновлять содержание и методику обучения, вести научно-теоретические и опытно-экспериментальные иссле­дования закреплены в официальных документах, касающихся системы образования, одним из которых является Концепция инновационной политики Республики Беларусь. Исходя из этого, особое внимание в рамках обозна­ченной проблемы следует уделить рассмотрению сущности и структуры как непосредственно педагогической инновации, так и инновационной деятельности учителя.

Проблемами инноваций занимается в настоящее время отдельная область науки — инноватика. Основным понятием инноватики является нововведение, которое рассматривается как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой или лучшего удовлетворения уже известной потребности людей. Одновременно это есть процесс сопряженных с введением данного новшества изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл (Н. И. Лапин).

В настоящее время в науке существуют различные подходы к определению понятия «нововведение». Данный термин трактуется как новая идея, воплощенная в материальное средство в процессе человеческой деятельности (А. Г. Кругликов); как новый способ по решению проблем, конкретная организация деятельности (В. С. Дудченко)\ как новшество, изменение в технике и технологии, приводящее к прогрессивному изменению в характеристике жизнедеятельности (Ю. Л. Неймер).

Установлено, что наиболее целесообразным является подход к нововведению как изменению, касающемуся способа деятельности и среды нововведения. При этом среда нововведения представляет собой учреждение, организацию, к которой относится изучаемое нововведение с учетом различных параметров: потребности в нововведении, наличия ресурсов, интересов и мотивов, ценностей и традиций, квалификации и трудовых навыков.

Основными характеристиками нововведения являются (по И. И. Цыркуну):

□ относительные преимущества (степень превосходства);

□ совместимость (степень соответствия той или иной системе ценностей);

□ сложность (степень простоты и легкости для понимания, использования или приспособления к нему);

□ простота апробации (апробация в ограниченных масштабах);

□ коммуникативность (возможность его распространения).

Инновацию следует рассматривать как целенаправленное изменение, внесение чего-то нового, повышение эффективности. Инновации в образовании — это основа развития системы образования, учебного заведения, каждого участника педагогического взаимодействия. Наиболее адекватной моделью нововведения в образовании является проблемно-ориентированный процесс, в структуре которого выделяются следующие компоненты (сферы): научный поиск, создание новшества, реализация новшества, рефлексия нововведения. Наличие этих компонентов обеспечивает целостность нововведения.

Таким образом, идеальная педагогическая инновация представляет собой целостный проблемно-ориенти­рованный процесс сопряженных изменений всего курса образования или его отдельных составляющих (педа­гогических предписаний) и среды нововведения (средств и условий образования), что приводит к повышению качества и эффективности образования. Элементами модели идеальной педагогической инновации выступают: известное знание, опыт, проблемная ситуация, научная проблема, альтернативные и рабочие гипотезы, само от­крытие и его реализация посредством проекта, конструкции, апробации и рефлексии.

Реальные формы инновирования образования (см. схему 94) предполагают преобразование педагогической действительности.

Педагогическое исследование

Организацион-ное освоение результатов педагогических исследований через практику

Формы инновирования образования

Внедрение резуль­татов исследований в практику образо­вания

Обобщение педаго­гом собственного опыта работы

Распространение прогрессивного педагогического опыта

Схема 94