2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
Нововведение как процесс обладает внутренней логикой. Оно раскрывается от идеи новшества до его использования потребителем с учетом специфики взаимодействия между участниками процесса, который и называется инновационным процессом. Инновационные процессы в системе образования — управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
Содержанием управляемого инновационного процесса являются сферы педагогического поиска, создания педагогического новшества, его реализации и рефлексии педагогического нововведения.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Поэтому результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе.
Инновационная педагогическая деятельность — это деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению новшеств, внедрение проверенных в ходе эксперимента идей, теорий, технологий, гипотез (О. И. Тавгень, А. И. Добриневская). Понятие «инновационная деятельность» включает научно-исследовательскую, проектную, образовательную деятельность (по В. И. Слободчикову). Собственно инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение — в проект, проект — в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации. В структуре инновационной деятельности В. И. Слободчиков выделяет экспериментальную педагогическую деятельность, внедренческую педагогическую деятельность, новационную (новаторскую) педагогическую деятельность.
Инновационная деятельность как тип приводит к идеальному нововведению, поэтому она также является деятельностью идеальной, канонической, инновационной. Инновационная деятельность как тип является проблемно-ориентированной деятельностью, особой формой активности инноватора, направленной на решение проблем, связанных с преобразованием нормативно одобренных предписаний, приводящих к повышению качества и эффективности различных сфер школы. Выделены носители и формы инновационно-педагогической деятельности (см. таблицу 29, с. 207).
Таблица 29
Носители инновационно-педагогической деятельности | Формы инновационно-педагогической деятельности |
Ученые, учителя | Непосредственная |
Школа, гимназия, вуз и др. | Организованная |
Министерства, НИИ, объединения | Институционализированная |
С научной точки зрения понятие «инновационная деятельность» имеет сложную структуру, включающую следующие компоненты:
1) инноватор (профессиональные и личностные качества);
2) среда нововведения (условия осуществления инновационной деятельности);
3) нормативная база (основа инновационной деятельности);
4) средства и способы (с их помощью исходный объект превращается в педагогическое новшество);
5) сферы (педагогический поиск, создание новшества, реализация новшества и рефлексия нововведения);
6) педагогическое новшество (продукт, создаваемый инноватором);
7) педагогическое произведение (рефлексированный процесс и продукт инновационной педагогической деятельности, оформленные литературно).
В качестве инноваторов могут выступать различные субъекты: ученые, учителя, организации, педагогические общества, институты, университеты, Министерство образования. Инновационная деятельность имеет поэтапный характер (см. таблицу 30).
Таблица 30
Название этапов инновационной педагогической деятельности | Содержание этапов |
1. Педагогический поиск | |
Подготовительный этап | 1 — аналитико-оценочная деятельность. 2 — поисково-информационная деятельность. 3 — формулировка инновационной проблемы |
Диагностический этап | 1 — предварительная оценка эффективности ново-введения (на основе критериев) |
2. Создание новшества | |
Проектировочный этап | 1 —модельно-проектировочная деятельность. 2 — нормативно-конструктивная деятельность. 3 — инновационное предложение. 4 — дидактические предписания и результаты их апробации |
3. Реализация новшества | |
Практический этап | 1 — разработка программы внедрения нововведения |
Внедренческий этап | 1 — реализация программы внедрения нововведения. 2 — организационно-управленческая деятельность. 3 — результаты реализации программы внедрения нововведения |
4. Рефлексия новшества | |
Обобщающий этап | 1 — экспериментально-оценочная деятельность. 2 — оформительско-трансляционная деятельность. 3 — уточнение критериев оценки нововведения. 4 — педагогическое произведение |
Таким образом, содержание и структура инновационной педагогической деятельности наиболее полно отражают завершенный познавательно-преобразовательный цикл, отрефлексированный в педагогическом произведении.
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 3. Функции стилей педагогической и учебной деятельности. Нормативные требования к полистилистическому образовательному пространству
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество
- 3. Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические измерения
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 1. Сущность и структура идеальной педагогической инновации. Реальные формы инновирования образования
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора