logo search
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип

Нововведение как процесс обладает внутренней логикой. Оно раскрывается от идеи новшества до его использования потребителем с учетом специфики взаимодействия между участниками процесса, который и назы­вается инновационным процессом. Инновационные процессы в системе образования — управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

Содержанием управляемого инновационного процесса являются сферы педагогического поиска, создания педагогического новшества, его реализации и рефлексии педагогического нововведения.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Поэтому результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе.

Инновационная педагогическая деятельность — это деятельность по разработке, освоению, исполь­зованию и распространению новшеств, внедрение проверенных в ходе эксперимента идей, теорий, технологий, гипотез (О. И. Тавгень, А. И. Добриневская). Понятие «инновационная деятельность» включает научно-исследовательскую, проектную, образовательную деятельность (по В. И. Слободчикову). Собственно инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение — в проект, проект — в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации. В структуре инновационной деятельности В. И. Слободчиков выделяет экспериментальную педагогическую деятельность, внедренческую педагогическую деятельность, новационную (новаторскую) педагогическую деятельность.

Инновационная деятельность как тип приводит к идеальному нововведению, поэтому она также является деятельностью идеальной, канонической, инновационной. Инновационная деятельность как тип является проблемно-ориентированной деятельностью, особой формой активности инноватора, направленной на решение проблем, связанных с преобразованием нормативно одобренных предписаний, приводящих к повышению качества и эффективности различных сфер школы. Выделены носители и формы инновационно-педагогической деятельности (см. таблицу 29, с. 207).

Таблица 29

Носители инновационно-педагогической деятельности

Формы инновационно-педагогической деятельности

Ученые, учителя

Непосредственная

Школа, гимназия, вуз и др.

Организованная

Министерства, НИИ, объединения

Институционализированная

С научной точки зрения понятие «инновационная деятельность» имеет сложную структуру, включающую следующие компоненты:

1) инноватор (профессиональные и личностные качества);

2) среда нововведения (условия осуществления инновационной деятельности);

3) нормативная база (основа инновационной деятельности);

4) средства и способы (с их помощью исходный объект превращается в педагогическое новшество);

5) сферы (педагогический поиск, создание новшества, реализация новшества и рефлексия нововведения);

6) педагогическое новшество (продукт, создаваемый инноватором);

7) педагогическое произведение (рефлексированный процесс и продукт инновационной педагогической деятельности, оформленные литературно).

В качестве инноваторов могут выступать различные субъекты: ученые, учителя, организации, педагогические общества, институты, университеты, Министерство образования. Инновационная деятельность имеет поэтапный характер (см. таблицу 30).

Таблица 30

Название этапов инновационной педагогической деятельности

Содержание этапов

1. Педагогический поиск

Подготовительный этап

1 — аналитико-оценочная деятельность.

2 — поисково-информационная деятельность.

3 — формулировка инновационной проблемы

Диагностический этап

1 — предварительная оценка эффективности ново-введения (на основе критериев)

2. Создание новшества

Проектировочный этап

1 —модельно-проектировочная деятельность.

2 — нормативно-конструктивная деятельность.

3 — инновационное предложение.

4 — дидактические предписания и результаты их апробации

3. Реализация новшества

Практический этап

1 — разработка программы внедрения нововведения

Внедренческий этап

1 — реализация программы внедрения нововведения.

2 — организационно-управленческая деятельность.

3 — результаты реализации программы внедрения нововведения

4. Рефлексия новшества

Обобщающий этап

1 — экспериментально-оценочная деятельность.

2 — оформительско-трансляционная деятельность.

3 — уточнение критериев оценки нововведения.

4 — педагогическое произведение

Таким образом, содержание и структура инновационной педагогической деятельности наиболее полно отражают завершенный познавательно-преобразовательный цикл, отрефлексированный в педагогическом произведении.