logo search
ПЕДАГОГИКА / раздел ВОСПИТАНИЕ 21

Воспитание

На свете есть только одна роскошь –

это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

Главной заботой государства, власти, должна быть не химера национальной идеи, а культура. В самом широком ее понимании — образование, наука, искусство, отношение друг к другу и природе. Культура как глубинное основание общественного устройства и всего социально-экономического развития.

Д. С. Лихачев

Воспитание является одним из важнейших понятий в педагогической теории и практике, это особый вид деятельности человека. Начиная с глубокой древности, воспитание становилось орудием социальных переустройств. Сократ и Платон, Я.А. Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, а также многие другие философы, педагоги и общественные деятели замечали, что у воспитания есть и другой, помимо человека, объект воздействия - общество в целом. Поэтому с конца XIX века было принято понимать воспитание как двуединое понятие: воспитание в "узком смысле" ("индивидуальная педагогика") - как воспитание конкретной личности, и воспитание в "широком смысле" ("социальная педагогика") - как возможность влияния на развитие общества. В нынешнем непредсказуемом, изменяющемся мире проблемы воспитания остаются актуальными.

Современное российское общество характеризуется переходным состоянием: в экономической сфере в основном завершен переход к рыночной экономической системе, в политической сфере – развиваются институты гражданского общества, в идеологической сфере – переход к общечеловеческим, гуманистическим ценностям. Путь каждого человека в экономическую реальность начинается из учреждений образования, где он включен в познавательную и воспитательную деятельность, и приобретает два вида знаний, необходимых при решении разных жизненных задач: знания о действительности (что это такое?) и о способах деятельности или о процессах (как это сделать?). При этом надо отметить, что решить любую задачу в жизни можно несколькими способами, и человек выбирает чаще всего тот, который в большей степени соответствует его внутренним установкам, мотивам и ценностям, интересам и потребностям, его знанию как это сделать. Жить в соответствии с присвоенными в течение жизни ценностями - вот наиболее сложная задача для любого человека. Не менее сложная задача воспитателя - создать условия, чтобы человек узнал о ценностях, пережил и присвоил их. Возникают закономерные вопросы: что сегодня, в быстро меняющихся экономических и социальных условиях, может сделать воспитание, чтобы человек обладал нравственными человеческими качествами? Что значит воспитывать человека? Что это за процесс? На эти вопросы попытаемся ответить в данном разделе.

Цели образования, изложенные в нормативных документах (Закон РФ «Об образовании»; Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования), дают возможность интерпретировать их как ориентацию на формирование личности, освоившей ценности мировой и отечественной культуры и способной к принятию самостоятельных решений. В этих документах говорится о формировании у школьников духовности, инициативности, самостоятельности, гражданской ответственности, о необходимости приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни. По мнению многих исследователей «общей тенденции коммерциализации и прагматизации культуры должна противостоять школа как последний оплот гуманизма»1. Насколько современная школа отвечает таким высоким идеям? Важно понимать, что воспитание – не единственный процесс, влияющий на становление личности. В нашем учебнике представлены и другие факторы развития и становления человека. Воспитание рассматривают как составную часть процесса социализации, или как главный (в силу того, что он единственный целенаправленный) фактор социализации. Социализация – это непрерывный процесс, охватывающий всю жизнь, поскольку человек живет в условиях постоянно меняющегося социума, постоянно включается в новые виды деятельности и отношения, выполняет разные социальные роли. Социализация происходит под воздействием множества факторов, зачастую разнонаправленных: семьи, СМИ, неформальных объединений, различных обстоятельств жизни. И школьное воспитание не всегда в состоянии пересилить влияние негативных факторов социализации. Школа – мощный, но недостаточный по влиянию канал социализации.

Все чаще в нормативных документах об образовании, материалах и публикациях о школе, мы встречаемся с понятием «социальная практика». Базовым процессом социальной практики выступает процесс социальных и профессиональных проб, процесс обретения социального опыта школьником, молодым человеком. Иными словами необходимо предоставить молодому человеку возможность осуществлять реальные социальные действия, пережить все этапы своей деятельности: от потребности что-то сделать, осознания мотива такой деятельности, формулирования цели и следующих за этим конкретных действий по её достижению. В этом случае взрослый превращается в "социального продюсера", который помогает молодому человеку попробовать себя в реальной социальной сфере через участие в разнообразных образовательных и социальных проектах. При этом очень важна эмоциональная сторона любой деятельности: переживание чувств сострадания, обиды, неудачи, радости, сочувствия, удовлетворения, романтики, дружеского участия, внимания, ответственности, понимания мира другого человека, любви и еще огромного количества и качества чувств и эмоциональных состояний. Именно с чувствами, переживаемыми человеком в разных жизненных ситуациях, связано воспитание.

Сложность проблем воспитания в современном мире усугубляется еще тем, что на первый план, по силе влияния на личность, выходит так называемый «третий канал», который предполагает «скрытый курс обучения» вне рамок формального и неформального образования. Воспитание в информальном образовании происходит за счет широкого диапазона имеющихся у общества средств коммуникации (об этом подробнее в разделе «Образование»). «Эта идея представляет собой радикальный отход от чисто институциональной концепции общения, согласно которой оно проводится только в классах или в рамках организованных групп преподавателей и учащихся» (Доклад о положении дел в области образования в мире за 1993 год,- Изд-во ЮНЕСКО, 1993). В этих условиях встает вопрос: что же реально в плане воспитания может сделать сегодня школа, а что лежит вне ее компетенции? За что в воспитании наших детей она может отвечать, а за что не может и не должна?

Важно отметить, что все, о чем пойдет речь дальше в этом разделе, не сегодня зафиксировано, придумано, реализовано. Ключевые идеи воспитания о ценностях и мотивах, механизмах формирования убеждений, роли педагогически грамотно организованной деятельности и общения, методах и средствах воспитания личности, её активности в процессе воспитания, наконец, эмоциональной насыщенности жизни воспитательного коллектива, были сформулированы в 60-е – 80-е годы двадцатого века в советской педагогике замечательными учеными и настоящими гражданами страны. Знакомство с их научными и практическими идеями позволяет увидеть актуальность «вечных» проблем воспитания вне зависимости от времени и контекста нашей жизни.

Знания о проблемах воспитания могут быть использованы не только в сфере образования, но и во многих жизненных ситуациях, поскольку область применения педагогических знаний и умений в настоящее время очень широка. Практически любая человеческая деятельность в современном мире связана со взаимодействием её субъектов – личностей при решении ими различных задач, а потому понимание сути и особенностей воспитательного процесса, умение его проектировать, дает знания и опыт, востребованный в любой работе социального, управленческого характера. Понимание основ проектирования процесса воспитания позволяет овладеть алгоритмом проектирования и других социальных процессов, причем не только в сфере образования, но и в любой другой профессиональной деятельности.