Человек и культура
Культура - внебиологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности, адаптивный механизм, облег чающий жизнь человека в мире.
Субкультура - совокупность культурных ценностей какой либо этнической или социальной группы, существующих независимо от культуры общества в целом.
Инкультурация - усвоение индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах.
Понятие «культура» появилось впервые в Древнем Риме, где под этим словом (cultura) понимали возделывание земли. В XVIII в. для европейцев это понятие приобрело духовный, а точнее сказать, аристократический смысл. Этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах и поведении. До сих пор слово «культура» у нас ассоциируется с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром, хорошим воспитанием. Но антропологи XX в. придали слову другое значение. Оно стало обозначать систему норм и ценностей, выраженную через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется поведение и взаимодействие людей. В настоящее время количество определений культуры в различных научных отраслях уже не поддается учету.
В вопросе о функциональном назначении культуры в большинстве гуманитарных наук утвердилась точка зрения, согласно которой функции культуры сводятся к следующим: • нормативная - формирование соответствующих средств
и способов организации коллективной жизни; инструментальная - создание и преобразование окружающей среды для жизнедеятельности человека;
инкультурационная - усвоение индивидом общечеловеческой культуры и преобразование самого человека;
сигнификативная (знаковая) - формирование названий всем предметам и явлениям объективного мира;
познавательная - создание картины мира в виде систематизированных и упорядоченных знаний;
коммуникативная - обеспечение передачи этнокультурной информации как в диахронном (между поколениями), так и в синхронном (одновременном для всех поколений) срезах. Традиционное самоопределение педагогики направлено
на рассмотрение культуры как сущности человека, как сферы предельного. Культура здесь является самоценной, а человек по отношению к ней выступает абсолютной функцией нормы. Существует определенная антропологическая парадигма: «Культура овладевает человеком». Такая схема отношений в системе «человек-культура» предполагает появление программирующей позиции, способной для себя задавать среды различной природы, в которых возможно проектирование способов (траекторий) познания культуры как реализации идеи собственного пути. Самоосуществление человека в его деятельности - это образование личности в мире культуры, создаваемой людьми в совместных действиях и взаимных коммуникациях.
Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев рассматривают развитие индивида через присвоение материальной и духовной культуры, созданной человечеством. Человек не только изначально находится в социокультурном окружении, но и строит себя из него как из строительного материала.
Н.А. Бердяев пишет: «Я переживаю не только трагический конфликт личности и истории, я переживаю историю также как мою личную судьбу, я беру внутрь себя весь мир, все человечество, всю культуру». Х.Л. Борхес был убежден, что в самой заурядной, затерянной во времени судьбе воплощается вся полнота истории и человеческой культуры.
В современной науке разграничивают процесс усвоения социального опыта индивидом и процесс усвоения культурного опыта. Многие исследователи считают, что одновременно с социализацией протекает еще один процесс - инкультурация. Впервые понятие инкультурации введено М. Херсковцем. В процессе ин-культурации можно выделить две стадии - первичную (детскую) и вторичную (взрослую).
Первичная (детская) стадия начинается в раннем детстве с освоения ребенком общественно-распространенных, необходимых элементов своей культуры. Во всех культурах существуют специальные формы и методы воспитания, которые обеспечивают передачу детям нужного объема знаний и навыков, необходимых для их повседневной жизни. Наиболее известным примером такой первичной формы инкультурации является игра. В зависимости от характера осваиваемых навыков различают следующие игры:
физические игры, в которых развивается и тренируется физическая активность;
стратегические игры, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность достижения этих результатов;
стохастические игры, где решающая роль принадлежит случаю, удачному стечению обстоятельств, приучающие ребенка к представлению о риске и к тому, что он может встретиться с неконтролируемыми обстоятельствами;
А. ролевые игры, в которых ребенок осваивает те функции,
которые ему придется выполнять в будущем.
Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку ее основным содержанием является воспроизведение уже имеющихся образцов. На вторичной стадии взрослый четник симпп1!
творчески и избирательно осваивает социокультурной чЩЦ 11
отдельные фрагменты культуры - идеи, открытии, ияибри
Эта стадия дает возможность носителям культуры экспериМвИ IИ ровать в культуре, вносить в нее изменения разного магии.им Гармоничное и последовательное развитие обеих стадий инками, турации завершается формированием менталитета личности.
Менталитет - совокупность установок и предрасположенностей индивида мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.
В ходе развития ребенка и его социализации осуществляется сложное взаимодействие индивидуальных и культурных процессов. У. Бронфенбреннер предложил экологическую модель развития ребенка. Экологическая среда развития ребенка состоит из 4 систем, между которыми существуют гибкие прямые и обратные связи:
микросистема или первый уровень имеет отношение к занятиям, ролям., отражает взаимодействие ребенка с его ближайшим окружением (семья, детский сад, школа);
мезосистема или второй уровень образуется взаимосвязями двух или более микросистем. На развитие ребенка оказывают формальные и неформальные связи между семьей и школой, школой и группой сверстников;
экзосистема имеет отношение к уровням социальной среды, которые, находясь вне сферы непосредственного опыта ребенка, влияют на него (место работы родителей, друзья родителей);
макросистема - внешний уровень, не имеет отношения к определенному окружению, включает законы культуры, жизненные ценности, традиции, общества, в котором живет ребенок Поисками механизмов влияния культуры и общества на ход развития психики ребенка занимался Л.С. Выготский (1896-1934). Он считал, что культурное развитие ребенка или «процесс врастания ребенка в культуру» представляет особый вид развития, имеющий свои закономерности, свои внутренние рамки и стадии. Культурное развитие представляет собой особый тип развития, отличный от биологического и интеллектуального. Полноценное развитие психики ребенка обеспечивается через освоение общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания. В этом состоит специфический человеческий путь. Две важнейшие стороны культурного развития по своему содержанию представляют развитие личности ребенка и его мировоззрения. Выдающийся отечественный психолог ставит знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность не врождена, это понятие социальное, историческое, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Автор не понимает под мировоззрением логически оформленную и осознанную систему взглядов на мир. Для него мировоззрение - это то, что характеризует поведение ребенка в целом, это культурное отношение ребенка к внешнему миру. По мысли Выготского, мир идеальных (высших форм), мир культуры есть источник, из которого ребенок черпает образцы или образы. Идеальные, культурные образы обнаруживаются, сравниваются с собственными действиями ребенка, это сравнение и есть источник развития.
Для А. Гелена (1904-1976) человек - культурно обусловленное существо. Он создает культуру - «вторую природу» для компенсации биологической «недостаточности». Культура освобождает человека от необходимости каждый раз принимать решения в типических и уникальных ситуациях, так как задает готовые определенные модели поведения. Культура выступает как интегральный механизм поддержания и стабильности общества. А человек выступает и как творец общественных структур, культуры, и как продукт, детерминируемый обществом, культурой и подчиненный их воздействию.
М. Ландман полагает, что человек в своих действиях, нравах и нормах поведения зависим от собственного самоистолкования и самопонимания. Нормы поведения не обезличены, они становятся интериорйзированными нормами, внутренними ориентирами человеческой субъективности. Поведение человека мотивировано теми смыслами, которые он придает тем или иным актам. Образ собственного Я человека неразрывно связан с мировоззрением, с той картиной мира, которая формируется в культуре.
Человеку свойственно смотреть на других людей сквозь призму собственных убеждений, представлений, стереотипов собственной культуры. Однако это односторонний подход. Он должен быть дополнен противоположным процессом - попыткой увидеть себя глазами других. Это возможно в том случае, когда человек понимает уникальность образа жизни других, глубинное различие духовныхЪснов своей и чужой культуры.
- Человек и культура
- 10.1. Особенности современной детской субкультуры
- Литература проблемы личности в различных образовательных моделях Тема 11. Ценности и цели образования
- 11.1. Смысл человеческого бытия и ценности образования
- Измерения человеческого существования
- Проблема смысла человеческого существования
- Представления о ценности образования базовых ценностях общества
- Ценности образования в российской педагогической школе
- 11.2. Образование - всеобщая форма развития личности и общества
- Связь образования и культуры
- Образование как система
- Тенденции развития современного образования
- 11.3. Образование как единство обучения, воспитания и развития
- Соотношение процессов воспитания и образования
- Понимание процессов развития в педагогическом процессе
- 11.4. Созидание человеком образа мира в себе самом
- Истоки понятия "образования"
- Образование как процесс и как результат
- 11.5. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение
- Образование в первобытном обществе и Древнем мире
- Образование в Средние века и в эпоху Возрождения
- Педагогические идеалы Реформации и Просвещения
- Особенности педагогического идеала в русской педагогике
- 11.6. Философские и психологические концепции образования
- Общие основания современных направлений образования
- Основные типы обучения
- 11.7. Проблема таксономии образовательных целей
- Цели обучения и цели образования
- Таксономия целей образования б.С. Блума
- 11.8. Идея непрерывного образования, его цели, содержание, структура
- Содержание и принципы непрерывного образования
- Теоретические основания принципов непрерывного образования
- Профессиональное самосовершенствование как условие реализации непрерывного образования
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 5. Адаптация к новой культурной
- Часть 4. Психология межэтнических отношений
- Глава 1. Межэтнические отношения и когнитивные процессы
- Глава 2. Развитие и трансформация этнической идентичности
- Глава 3. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
- Глава 4. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования
- Глава 5. Адаптация к новой культурной среде