logo search
Predmetom_istorii_pedagogiki_i_obrazovania_vyst

21…. Дж. Локк и ж. Ж. Руссо о роли воспитателя

Важнейшим условием эффективного воспитания выступают у Локка личностные и профессиональные качества воспитателя, в своей совокупности создающие "образ наставника". В юном возрасте очень значимым является мнение более опытного человека. Способность "внять" его голосу есть основа для саморегулирования своими поступками в старшем возрасте, а такую способность может развить только достойный человек. Дж. Локк полагает, что "ухаживать за детьми должны только благоразумные люди" [4, т. 3, с. 438], так как пример воспитателя должен побуждать ребенка к требуемым способам поведения; собственное поведение воспитателя ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями [4, т. 3, с. 481]. Философ предвосхитил идеи В. М. Бехтерева в области внушения ребенку нравственных установок примером учителя, ибо личность воспитателя в воспитании часто имеет большее значение, чем влияние среды, а авторитет его даже преобладает над авторитетом родителей [11, с. 28]. Дж. Локк считает, что для настоящего воспитателя одной репутации рассудительного человека с большим запасом учености недостаточно; необходимы также трезвость, мудрость, нежность, усердие, осторожность, благовоспитанность, хорошее воспитание, которое приобретается "сочетанием хорошего общества и наблюдательности" [4, т. 3, с. 484]. Он должен также хорошо знать общество, обычаи, нравы, "причуды, плутни и недостатки своего времени" [4, т. 3, с. 486]. В целом, в образе требуемого педагога угадывается личность самого Дж. Локка - врача, воспитателя, философа. Перечисляя характеристики наставника, Дж. Локк выражает мысль о том, что дело воспитания зависит, в конечном итоге, от воспитателя, который за счет своих личностных качеств может прекрасно обучать и воспитывать ребенка на любом содержании образования и при любых педагогических технологиях; опыт педагогов-новаторов в мировом и отечественном образовании подтверждает эту локковскую мысль.

Руссо.. придавал большое значение направляющей роли воспитателя, но понимал эту роль своеобразно, по-своему. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не замечает, оказывает главным образом косвенное воздействие. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания.

Руссо считал, что воспитатель должен действовать так, чтобы детей убеждала сила необходимости, логика естественного хода вещей, т. е. нужно широко применять метод «естественных последствий», сущность которого заключается в том, чтобы ребенок сам ощущал результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого вредные для него последствия. Фактически он ставил ребенка в зависимость и от вещей, и от постоянно находящегося при нем наставника. За воспитанником сохранялась лишь видимость свободы, так как всегда он должен был поступать в соответствии с желанием воспитателя «Без сомнения, - писал Ж.-Ж. Руссо, - он должен хотеть только то, что вы хотите заставить его делать». Таким образом, именно воспитатель, воздействуя на своего воспитанника косвенным образом, побуждает его к разностороннему проявлению активности и самодеятельности.Воспитатель, которому Руссо отводил большую роль в формировании нового человека, должен ясно представлять себе стоящую перед ним цель. Он должен дать воспитаннику не сословное, не профессиональное, а общечеловеческое воспитание. Это требование во времена Ж.-Ж. Руссо было, несомненно, прогрессивным.