logo search
Педагогика

4) Педагогика социальной среды

Подростковая среда и субкультура

 Молодежная субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

Неформальные объединения молодежи – это одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков: общества, групп, сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями.

Девиантное, или отклоняющееся, поведение – система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам.

Педагогическая запущенность – поведение и уровень социально-нравственного развития, не соответствующие требованиям общества, школы к учению школьника.

Педагог, работая с подростками, должен придерживаться следующих принципов-правил:

принцип знания, согласно которому учителя должны знать социокультурную ситуацию в молодежной среде, знать характер культуры, проблемы, тенденции развития, увлечения и многое другое;

принцип терпимости, толерантности, что требует уважительного отношения к их праву делать свою жизнь по-своему, требует неагрессивного, сдержанного восприятия всего того, что происходит с подростками;

принцип деятельного контакта, по которому учитель должен сохранять психологический и педагогический контакт с «незнакомым племенем» и вовлекать подростков в развивающую деятельность в разных формах.

Главным в работе воспитателя является формирование установки учеников на самостоятельность, способности каждого делать свою жизнь, отвечать за себя, быть личностью, а не членом довольно примитивной группы людей, современно одетых и умеющих говорить только о футболе и рок-группах.

Социальный педагог ведет свою работу непосредственно в среде детей группы риска, педагогически запущенных, социально неблагополучных подростков.

 

Учреждения дополнительного образования для молодежи

 Систему дополнительного образования составляют разнообразные детско-юношеские учебно-воспитательные учреждения и общественные организации:

дома, центры детского и юношеского творчества;

специализированные школы и студии (музыкальные, художественные, спортивно-туристические и др.);

многопрофильные клубы по месту жительства;

творческие объединения детей и молодежи при музеях, театрах;

научные общества школьников;

туристическо-краеведческие, экологические и культурологические и другие экспедиции;

досуговые непрофильные объединения.

Учреждение дополнительного образования – это тип образовательного учреждения, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к позиции и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Целью учреждений дополнительного образования является создание условий для самореализации, развития творческой индивидуальности молодежи в избранной ими сфере деятельности на основе их интересов, потребностей. Главными задачами являются следующие:

выявление интересов, склонностей, способностей молодежи к различным видам деятельности;

формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении и деятельности и создание условий для их реализации (отчетные концерты, смотры, конкурсы, выставки, конференции и др.);

помощь в общем социальном развитии, решение коммуникативных и других проблем в жизни ребенка, оказание психологической поддержки, психотерапевтической помощи;

решение вопросов профессионального самоопределения школьников, помощь в выборе профессии и получении первоначальных знаний по профессии;

развитие творческих способностей, научных интересов детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры