logo search
лит-ра Пс детей с сенсорными нарушениями / Пс детей с сенсорными нарушениями / Головчиц Л

Раздел 1. Теоретические основы дошкольной сурдопедагогкки

Глава 1. Роль раннего и дошкольного периодов детства в жизни человека

Глава 2. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики

§ 1. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики

§ 2. Связь дошкольной сурдопедагогики с другими науками

§ 3. Методы дошкольной сурдопедагогики

Глава 3. История развития взглядов на воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха.

§ 1. Основные этапы развития сурдопедагогики

§ 2. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха в России

§ 3. Развитие системы общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха

§ 4. Развитие дошкольной сурдопедагогики в советский период.

Раздел II. Влияние снижения слуха на психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста

Глава 1. Слух и его значение для психического развития ребенка

§ 1. Звуки окружающего мира

§ 2. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира

§ 3. Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе

Глава 2. Классификации нарушений слуха у детей

§ 1. Причины нарушений слуха

§ 2. Классификации нарушений слуха

Глава З. Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха

§ 1. Младенческий и ранний возраст

§ 2. Дошкольный возраст

Глава 4. Психолого-медико-педагогическое обследование детей

§ 1. Принципы психолого-медико-педагогического обследования

§ 2. Содержание психолого-педагогического обследования

Раздел III. Формы коррекциошю-педагогаческой помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха

Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье

§ 1. Из истории вопроса

§ 2. Ранний возраст

§ 3. Дошкольный возраст

Глава 2. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха

§ 1. Образовательные дошкольные учреждения . .

§ 2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях

Глава З. Возможности интеграции дошкольников, имеющих нарушения слуха, в детские сады общеразвивающего вида

§ 1. Цели и задачи интегрированного обучения

§ 2. Условия и формы интеграции

Раздел IV. Организация воспитания и обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха

Глава 1. Задачи, принципы и методы воспитания и обучения

§ 1. Задачи дошкольного образования

§ 2. Принципы воспитания и обучения

§ 3. Методы воспитания и обучения

Глава 2. Формы организации воспитания и обучения

§ 1. Организация жизни и деятельности детей

§ 2. Занятия как форма воспитания и обучения

Глава З. Взаимосвязь в работе педагогического коллектива

§ 1. Личность сурдопедагога и характеристика его деятельности

§ 2. Взаимодействие в работе педагогического коллектива

Глава 4. Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении

§ 1. Организация психолого-педагогического изучения

§ 2. Содержание психолого-педагогического обследования

Раздел V. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха

Глава 1. Физическое воспитание

§ 1. Значение физического воспитания дошкольников

§ 2. Задачи физического воспитания

§ 3. Формы и средства физического воспитания

§ 4. Содержание и методы физического воспитания

Глава 3. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха

§ 1. Теоретические основы развития речи детей с нарушениями слуха

§ 2. Условия развития речи

§ 3. Основные направления работы по развитию речи

Глава 4. Обучение произношению глухих и слабослышащих детей

§ 1. Значение овладения устной речью.

§ 2. Задачи, организация и содержание работы по обучению произношению

Глава 5. Развитие слухового восприятия

§ 1. Значение развития слухового восприятия

§ 2. Задачи и организация работы с детьми

§ 3. Содержание и методы развития слухового восприятия

Глава 2. Формирование детской деятельности.

§ 1. Обучение игровой деятельности

§2. Обучение изобразительной деятельности

§ 3. Формирование элементарной трудовой деятельности

Глава 6. Задачи, организация, содержание и методы коррекционно-воспитательной работы

в группах для детей со сложными нарушениями в развитии

§ 1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с комплексными нарушениями

§ 2. Задачи и организация работы с детьми

§ З. Содержание и методы коррекционно-педагогической работы

Глава 7. Подготовка детей с нарушениями слуха к обучению в школе

§ 1. Понятие *готовность к школьному обучению*

§ 2. Содержание подготовки детей к школе

Раздел VI. Развитие детей в процессе воспитания и обучения.

Глава 1. Умственное развитие

§ 1. Задачи и содержание умственного развития

§ 2. Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности

§ 3. Формирование знаний и представлений об окружающей действительности.

Глава 2.

§ 1.Социально-личностное развитие Задачи и содержание социально личностного развития

§ 2. Формирование взаимодействия взрослого с ребенком

§ 3. Развитие общения ребенка со сверстниками

§ 4. Формирование отношения ребенка к самому себе

Глава 3. Эстетическое развитие

§ 1. Задачи и условия эстетического развития

§ 2. Организация и содержание эстетического развития

Раздел VII Сотрудничество дошкольных учреждений, семьи и общественности

Глава 1. Взаимосвязь детского сада и родителей

§ 1. Задачи работы с родителями

§ 2. Формы работы с родителями

Глава 2. Социальная защита лиц с нарушениями слуха

§ 1. Формы социальной защиты

§ 2. Деятельность общественных организаций

Словарь.

Данное учебное пособие предназначено для студентов дефектологических факультетов, в силу профессиональных интересов знакомяiцихся с проблемами воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, которые, по мнению Л. С. Выготского, составляют «самую увлекательную и трудную главу педагогики». Цель пособия — повышение уровня понимания теоретических основ дошкольного образования глухих и слабослышащих детей, овладение практикой работы с этой категорией детей в дошкольных учреждениях различных видов.

Достаточный уровень компетенции в проблемах воспитания и обучения детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста может быть достигнут при условии наличия у студентов знаний, полученных при изучении медицинских, психологических, общепедагогических курсов. Поэтому в пособии содержатся в обобщенном виде достижения ряда дисциплин, тесно связанных с дошкольной сурдопедагогикой: сурдологии, дошкольной психологии, сурдопсихологии, дошкольной педагогики и др.

Автором определена такая структура пособия, которая, с одной стороны, наиболее полно соотносится с программой данного курса учебным планом подготовки студентов, а с другой — раскрывает рассматриваемые вопросы в логической последовательности, определяемой закономерностями изучения, воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.

В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания на современном этапе развития педагогики различные направления воспитания и обучения рассматриваются в единстве как целостньтй процесс

дошкольного образования, основным условием которого является общий подход к организационным формам воспитания и обучения, а также отбору материала. Поэтому при изложении содержания кор-

рекционно-воспитательной работы проблемы воспитания и обучения раскрываются в единстве.

В отдельном разделе рассматриваются основные линии развития дошкольников с нарушениями слуха как результат правильной организации обучения, отбора содержания, выбора педагогических методов. При этом мы опирались на принятое в отечественной психологии положение о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.)

Учебное пособие состоит из семи разделов, которые включают ряд глав. После каждой главы даны контрольные вопросы и задания, ориентирующие студентов на осмысление теоретического материала, проведение целенаправленных наблюдений в дошкольных учреждениях и их анализ, приобретение собственного опыта работы с глухими и слабослышащими детьми в процессе педагогической практики. Каждая глава завершается списком литературы, знакомство с которой необходимо для более глубокого осмысления рассматриваемого вопроса.

Основу книги составили лекции автора по курсу «Дошкольная сурдопедагогика», прочитанные студентам отделения дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии дефектоло- гического факультета Московского педагогического государственного университета.

В настоящее время в сурдопедагогике существует ряд дискуссионных проблем и противоречивые мнения по различным теоретическим и практическим вопросам. Автор стремился изложить ту систему воспитания и обучения, которая принята и используется в большинстве государственных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха.

Студентам, изучающим дошкольную сурдопедагогику, предстоит работать в условиях перестройки системы образования в нашей стране, варьирования форм педагогической помощи детям с нарушениями слуха, появления альтернативных подходов к воспитанию и обучению детей рассматриваемой категории. Поэтому автор хо тел бы, чтобы будущие сурдопедагоги хорошо разбирались в теории и практике, сложившихся на современном этапе развития дошкольной сурдопедагогики.

Автор выражает глубокую признательность заведующему кафедрой дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии МПГУ профессору В. И. Селиверстову за помощь в создании этой книги, а также благодарит сотрудников этой кафедры, в процесс длительного содружества с которыми определялись идеи и содержание пособия.