Основные направления коррекционной работы при дизартрии.
Основные принципы коррекционной работы при дизартрии.
1.Работа всегда проводится комплексно с участием медиков и мер медицинского характера, которые включают медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, а также меры логопедического воздействия.
2.Очень важный принцип – это раннее начало восстановительной и коррекционной работы, что особенно важно при врожденных дизартриях и дизартрии при ДЦП.
Работу возможно начинать уже до речевой период, до 1 года.
3. Работа по преодолению дизартрических расстройств всегда длительная, кропотливая, систематичная, регулярная.
4. Логопедическая работа направлена не только на коррекцию произношения, но и развитие и формирование всей психической деятельности ребенка и развитие всех других компонентов речи (словаря, грамматического строя, связного высказывания).
5. Необходимо осуществлять индивидуальный подход и формировать мотивацию к занятиям. Курс логопедической работы длительный, занимает несколько лет. Поэтому нужно выстраивать целую систему взаимоотношений с ребенком и его семьей. Использовать методы стимуляции, заинтересовывать ребенка. Используются различные игровые приемы, меры поощрения, стимулирование волевых компонентов психики в стремлении к совершенствованию речи.
Основные направления коррекционной работы:
1.Развитие фонематического внимания и восприятия (т.е. обучение умению различать и слышать звуки, отличать на слух правильное произношение от неверного, проводить фонематический анализ);
2.Формирование речевого дыхания.
3.Работа по преодолению нарушений голоса.
4.Работа над просодической стороной речи: темпом, ритмом, интонацией.
5.Развитие и формирование артикуляционной и мимической моторики.
6.Постановка звуков.
7.Развитие и формирование мелкой моторики рук.
8.Развитие и формирование общей моторики.
9.В случае выявленных нарушений словарного запаса, грамматического строя параллельно ведется работа по этим направлениям.
Основная цель: развитие коммуникации и возможности использования речи как средства общения и обучения.
Правдина О.В. работу по преодолению дизартрии делит на три этапа.
Первый этап. Подготовительный.
Работа по преодолению дизартрии начинается с преодоления наслоений и вторичных явлений, которые препятствуют правильному произношению: это преодоление обильного слюнотечения, пассивности мышц, недостатков фонематического внимания и восприятия и подготовка мышц к формированию артикуляционных укладов.
Второй этап преодоление основного нарушения – фонетических недостатков речи, т.е. постановка звуков.
Третий этап – включение ребенка в активное общение.
- Основные направления коррекционной работы при дизартрии.
- Приемы коррекционной работы.
- Затормаживание непродуктивных рефлексов и преодоление гиперефлексии.
- Затормаживание кашлевого или рвотного рефлекса.
- Преодоление слюнотечения.
- Обучение регуляции тонуса мышц и произвольному расслаблению.
- Формирование навыков управления дыханием.
- Тренировка мышц глотки и мягкого неба.
- Артикуляционная гимнастика.
- Особенности работы при бульбарной дизартрии.
- Особенности работы при псевдобульбарной дизартрии.
- Особенности работы при подкорковой или экстрапирамидной дизартрии.
- Особенности работы при мозжечковой дизартрии.