logo search
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (ЛЕКЦИЯ)

Приемы стимуляции и поддержания мотивации учения

относятся к той части метода обучения, которая призвана обеспечить эффективное усвоение социального опыта, определенного образовательным стандартом. Необходимость введения такой группы приемов обусловлена тем, что в отсутствие устойчивой мотивации регулярная продуктивная учебная деятельность невозможна. Описываемые далее приемы приводятся нами по материалам работы К.Н. Антоновой и Н.И. Башмаковой54, с той только разницей, что в первоисточнике эта группа названа «методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности».

Приемы эмоционального стимулирования:

– создание ситуации успеха в обучении (например, подбор заданий нарастающей сложности, последовательное выполнение которых способно поддерживать у ученика уверенность в собственных силах);

– поощрение и порицание;

– игровые приемы (дидактические игры, игровые ситуации, имитационный тренинг и т.п.);

– постановка перспектив трех уровней: ближней (одно задание, урок, день), средней (неделя, четверть, год) и дальней (несколько лет, вся жизнь).

Приемы развития познавательного интереса:

– создание проблемных ситуаций;

– стимулирование занимательным содержанием;

– создание ситуации творческого поиска.

Приемы формирования ответственности и обязательности:

– формирование понимания личностной значимости учения (включает коррекцию цели в случаях, когда цели, выдвигаемые учеником, не способствуют эффективному учению);

– предъявление учебных требований (правила поведения, критерии оценки, правила внутреннего распорядка и т.п.);

– контроль исполнения предъявленных требований.

Приемы, направленные на обучение целеполаганию (по А.В. Хуторскому55)

– организация выбора целей из предложенного набора;

– классификация учениками самостоятельно сформулированных целей с последующей их детализацией;

– обсуждение ученических целей на реалистичность их достижимости;

– конструирование целей с помощью заданных алгоритмов;

– формулирование целей на основе результатов рефлексии;

– сравнение индивидуальных и коллективных целей.