logo search
vved_teor_13_10

Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера

(Для специальности «Физическая культура и спорт»)

Студенты, обучающиеся по специальности «Физическая культура и спорт», по окончании вуза становятся тренерами различных видов спорта. Конструктивная деятельность тренеров определяется программой состязаний по их видам спорта, графиком сезона и тем, к какому виду относится этот вид спорта: зимний или летний, игровой командный, индивидуальный или единоборство и т.д. В нее входит планирование тренировочного процесса, спортивных сборов, участия в соревнованиях различного уровня, а также планирование и организация внутренних состязаний в секции или спортивной школе.

Контрольно-оценочная деятельность тренера опирается на действующие спортивные нормативы, на результаты медицинских исследований спортсменов, на знание тренером индивидуальных психологических особенностей воспитанников. Эта деятельность имеет несколько функций, в том числе, играет важную роль в мотивации воспитанников секции к достижению высоких спортивных успехов.

Особенности обучающей деятельности тренера связаны со спецификой двигательных действий, развиваемых при занятиях конкретным видом спорта и необходимых для достижения высоких успехов в данном виде спорта. От этого зависят содержание и методы обучения.

Воспитательная деятельность тренера направлена на формирование у воспитанников черт «спортивного характера», имеющих свои особенности в каждом виде спорта. Коммуникативная деятельность тренера включает, в частности, умение отличить межличностный конфликт от естественного спортивного конфликта (спортивного соперничества). Собственная спортивная деятельность тренера являются необходимым компонентом подготовки юных спортсменов. Они важны для лучшего прочувствования тренером нюансов двигательных действий, обеспечивающих успех в данном виде спорта.

Гностическая деятельность спортивного тренера осуществляется в условиях здоровой конкуренции с другими тренерами и спортивными школами. В этом ему помогают научно-практические издания, в том числе журналы, такие как «Физкультура, спорт и здоровье», «Физкультура и спорт», «Вестник спортивной науки» и т.д.

Компонентами профессиональной компетентности тренера по определенному виду спорта являются:

  1. Формирование целей спортивной тренировки, применение в учебно-тренировочном процессе современных методов с учетом возрастных, индивидуальных и иных особенностей спортсмена;

  2. Определение и оценка физических кондиций занимающихся с целью их спортивной ориентации;

  3. Владение методами медико-биологического и психолого-педагогического контроля с использованием технологий, обеспечивающих безопасность занимающихся;

  4. Организация соревнований, выполнение на них роли тренера, судьи, представителя команды и т.д.;

  5. Воспитание у учащихся стойкого интереса к занятиям избранным видом спорта;

  6. Развитие спортивного коллектива с учетом его специфики, проведение профориентационной работы, подготовка спортивного актива;

  7. Поддержание на высоком уровне своих физических кондиций, профессиональных знаний и умений;

  8. Формирование бесконфликтного общения;