logo search
Devnik_po_praktike1

2. Возрастные психологические особенности учащихся 6-х классов.

Возраст детей шестого класса относится к младшему подростковому периоду. Подростковый период в периодизации развития человека это возраст от 10 до 15 лет. Это кризисный период и из всех возрастных кризисов (1 год, 3 года, 7 лет, 30 лет и т.д.), самый острый и самый сложный. Ни в один другой кризис с человеком не происходит столько физиологических и психологических изменений. Это и интенсивное половое созревание и развитие, и физиологическая перестройка организма. Эмоции подростков неустойчивы, для них характерна частая смена настроения, вспыльчивость, неуравновешенность.

Психологи­чески этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования млад­шего подростка. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими, часто отстаивает свою «взрослую» позицию, но объективно не может включиться во взрослую жизнь, не готов к этому ни физически, ни психологически, ни социально. Возникает конфликт, ребенок отдаляется от взрослых – родителей, учителей; ищет возможность проявить себя среди сверстников. В ходе самоутверждения появляются конфликты с родителями и учителями, проявляется упрямство, негативизм, грубость, внешние проявления взрослости: в одежде, манерах поведения, вредных привычках и т.д.

Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Это может отрицательно сказаться на учебе, но имеет для младших подростков огромное значение: в среде сверстников они получают возможность лучше понять себя, отрабатывать способы взаимоотношений, развивать навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.

Подростковый возраст – это и время становления характера человека.

Очень часто в этот период в поведении подростков возникают отклонения, так называемые акцентуации характера. Это заостренные черты характера, проявляющиеся в определенных ситуациях.

Следует также сказать о развитии в подростковом периоде интересов. Они неустойчивы и разноплановы. Это объясняется так называемой сенсорной жаждой – потребностью в получении новых ощущений. Возможность «попробовать себя» в разных видах деятельности и занятиях способствует нахождению того, к чему у ребенка действительно есть способности.

Грамотное отношение родителей и педагогов к детям в данный период– это залог формирования здоровых, эмоционально устойчивых, гармонично развитых личностей.

  1. Результаты наблюдений на уроках.

В соответствие с годовым планом работы МБОУ лицея имени генерал-майора Хисматулина В.И., с целью анализа урочной деятельности педагогов в период адаптации обучающихся, заместителем директора по учебно-воспитательной работе Бекреевой И.Л. были посещены уроки на параллели 5-х классов. Всего посещено и проанализировано 5 уроков: математика, 5-1 взвод (учитель Фисун Н.А.), русский язык, 5-2 взвод (учитель Чупина Л.Ю.), история, 5-1 взвод (учитель Максимова Н.И.), природоведение 5-2 взвод (учитель Климина С.Н.), английский язык, подгруппы 5-1 и 5-2 взвода (учитель Матвейчук В.А.).

В результате посещения уроков, было выявлено, что всеми учителями-предметниками качественно проводится первый организационный этап урока: сосредотачивается внимание обучающихся, проверяется готовность к уроку, сообщается его тема и цель. В ходе урока все педагоги способствуют созданию ситуации успеха и налаживанию доброжелательных отношений в системе «учитель-ученик»: поддерживают, хвалят детей, обращаются к детям по имени. Все педагоги проводят на уроках динамические физпаузы. Следует лишь обратить внимание, что наибольшая их эффективность достигается при проведении через 20 минут (согласно особенностям работы психического познавательного процесса внимания).

Безусловными достоинствами урока Фисун Н.А. являлось грамотное сочетание фронтальных и индивидуальных способов работы с обучающимися, активизация большинства детей класса, использование способов самопроверки обучающимися выполненных заданий, привлечение детей к анализу и оценке ответов друг друга, оптимальное использование времени урока на каждый из его этапов, возможность выполнения дополнительных заданий учащимися, чей темп деятельности опережает других детей. На уроке математики царила атмосфера включенности в работу и дисциплина. Видна система требований педагога к детям по отношению к своему предмету.

Несомненными достоинствами урока Матвейчук В.А. были: учет педагогом возрастных особенностей пятиклассников (чередование видов деятельности, использование наглядности, интересных способов для лучшего запоминания изучаемого материала и пр.), организация работы в парах, привлечение детей к оценке ответов друг друга, проведение динамичной физпаузы на английском языке.

Положительным моментом в организации урока Чупиной Л.Ю. было использование разных форм деятельности детей при закреплении одной темы «Словосочетание»: проверочный диктант, составление детьми словосочетаний из слов диктанта, разбор словосочетаний у доски и в тетрадях, аудиоанализ словосочетаний на предмет ошибок, составление словосочетаний с использованием эпитетов. Данная работа позволяет через смену видов деятельности концентрировать внимание обучающихся и, безусловно, отвечает возрастным психологическим особенностям пятиклассников.

В качестве проблем отмечено: недостаточность рефлексивного этапа урока, неумение учителя распределить время на уроке и как следствие - «скомканность» заключительного этапа, нехватка времени для сообщения домашнего задания (Чупина Л.Ю., Матвейчук В.А.); использование лишь репродуктивных методов обучения, недостаток наглядных средств обучения (Максимова Н.И., Климина С.Н.); не привлечение детей к анализу и самоанализу, оценке и самооценке ответов (Максимова Н.И., Чупина Л.Ю., Климина С.Н.).

Таким образом, анализ урочной деятельности педагогов в период адаптации обучающихся показал наличие как положительных сторон, так и проблем, требующих решения с целью повышения качества работы с детьми 5-х классов в период их перехода из младшей на среднюю ступень обучения. Учителям-предметникам рекомендуется посещение уроков Фисун Н.А., так как именно эти уроки полностью отвечают всем методическим требованиям.

(Подробно анализы уроков представлены в приложении).

  1. Результаты диагностики тревожности.

С целью диагностики уровня школьной тревожности у учащихся 5-х и 6-х классов была использована методика Филлипса, которая относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Цель методики состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Данная диагностика показала, что в целом, на параллели 5-х классов наблюдается относительно благоприятная ситуация: у 96% учащихся отмечен низкий и средний уровень общей тревожности.

Менее всего тревожность выражена по факторам: переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижение успеха, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Основные школьные ситуации, вызывающие тревогу и сильное волнение у учащихся 5-х классов: страх самовыражения (18%), страх ситуации проверки знаний (20%), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (18%).

Следует отметить, что наиболее благоприятная ситуация складывается в 5-1 взводе, нежели в 5-2.

6-2 взвод показал наилучшие результаты по данной диагностике. Уровень школьной тревожности у 86% является низким, у 14% - средним.