logo search
Воспитательные системы

Школа на пудожской: педагогика успеха

В 1989 году на базе восьмилетней школы № 56 Петроградского района Ленинграда был начат эксперимент по построению образовательного учреждения, реализующего в своей деятельности педаго­гическую программу, которую авторы назвали Педагоги­кой Успеха.

В этом же году была создана концепция эксперимен­та, который развивался по таким ступеням.

223

В 1989 году школа получила статус средней общеоб­разовательной школы, работающей по программе "школа-вуз".

В 1990 году школе присвоен статус опытно-экспериментальной площадки, претворяющей в жизнь экспериментальную модель под названием "Ленинградский модуль образования".

В 1992 году Городской экспертный совет присвоил школе статус гимназии.

В 1991—1995 гг. школа дважды становилась лучшей школой России, была победителем городского и район­ных смотров педагогических достижений.

В 1992 году гимназия № 56 начала работать над программой, своего развития, ставшей естественным про­должением предыдущего эксперимента.

Основные положения программы развития школы связаны с построением на базе гимназии научно-педагогического объединения имени В.Н. Сороки-Росинского.

Школы, как и люди, имеют конкретный облик. Гим­назия № 56 расположена в здании школы-госпиталя, построенного в 1937 году и с тех пор претерпевшего одну реконструкцию - пристройку спортивного зала. Первона­чальный проект не предполагал актового зала, был рас­считан на 18 кабинетов и 500 учащихся и никак не до­пускал, что на этой площади будут заниматься и работать длинный двусменный школьный день 1500 учащихся и более 100 учителей. У здания есть небольшое преимуще­ство - оно расположено на тихой пустынной улочке, по имени которой школу чаще всего и зовут Школой на Пудожской.

В основании любой педагогической деятельности, любой педагогической системы лежит определенная со­вокупность принципов, которая может быть размытой, носить переменчивый характер, может быть осознанной и четко выраженной, оформленной и в педагогическом сознании, и в деятельности. Совокупность принципов наиболее полно отражает индивидуальное лицо школы, дух школы; именно эта совокупность должна быть пред­метом самого пристального внимания при теоретическом

224

и практическом проектировании новых направлений раз­вития.

Педагогика Успеха, выбранная' в качестве системооб-разующего принципа в гимназии № 56, и является тем основанием, которое позволяет достаточно точно ориен­тироваться в сложном мире педагогических новаций и всевозможных открытий, осознанно включаться в совре­менный "диалог педагогики".

Что понимается нами под Педагогикой Успеха? Это направление теоретического и практического поиска в создании условий для полноценного развития человека за счет удовлетворения его потребности в самореализации и уважении. Педагогика Успеха - это восхождение по лест­нице достижений; при этом цель восхождения обуслов­ливается гуманистическими принципами.

В этом определении ключевыми выступают слова "успех" и "достижение". Успех, в нашем понимании, это наиболее эффективное достижение желаемой цели. Успех -это переживание чувства радости от достигнутого. Достиже­ние - это опредмеченная характеристика успеха, принятая и признанная значимыми для индивида субъектами. До­стижение - это всегда конкретный результат, а признание может быть общественным, может быть и внутренним, индивидуальным. Проще говоря, достижение - это ре­зультат действий в зоне ближайшего развития. Важно, что для развития человека необходимо наличие постоян­ной системы стимулирующих и направляющих подкреп­лений, в роли которых выступает успех. Именно успех придаст силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаст основу для формирования высокой самооценки, без которой становление здоровой психики невозможо.

Естественно, успех успеху - рознь. Достижение успеха любой ценой, достижение успеха за счет другого человека - этот подход не может способствовать ста­новлению нравственной личности. Но выбор цели и средств при стремлении к успеху определяются другими принципами и факторами среды, среди которых гумани­стическая направленность является основополагающей.

Школа убеждена, что на современном этапе развития общества ориентация на успех должна выступать в ка-225

честве необходимого условия построения любой эффек­тивной педагогической системы. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и пере­живания успеха.

Есть старинный совет учителю: "Перестань искоре­нять недостатки, лучше помоги ученику увидеть сильные стороны его души, а распрямится он уже сам".

Исходя из этих положений школа старается строить свою образовательную систему, делая ставку на создание ситуации успеха у каждого учителя; создавая цикл разно­образных дел, в которых, может проявиться каждый уче­ник; проектируя недостающие зоны; организуя педагоги­ческое сопровождение развития; готовя учеников к роли своих коллег, проектирующих ситуации успеха для дру­гих.

Школа изначально строилась как Дом, как своеоб­разная община, может быть, как фирма (в том же пони­мании Дома и общности).

Первоначальными ключевыми словами - понятиями, отражавшими значимые для школы идеи, были: Игра, Детство, Театр, Ленинград (тогда еще не Санкт-Петербург), выступавший как Отечество, Здоровье, Со­циализация (слово-знак, в первое время говорившее только об особой значимости освоения каждым челове­ком своего места в мире людей). Престиж, Образование. Эти первые идеи были привнесены в школу единомыш­ленниками директора - заслуженного учителя школ Рос­сии М.Б. Пильдес - и являлись проекцией их личного опыта.

Каждая из этих идей прошла большой путь, частично воплотившись в тех или иных проектах, частично транс­формировавшись.

Как и многие другие известные в стране школы, школа на Пудожской начиналась с совместных выездов старшеклассников и педагогов. В них было одно отличие -первые три года каждый выезд представлял собой уникаль­ный массовый импровизированный спектакль - приклю­чение. В истории школы "Игры и Легенды Короля Арту­ра", "Аргонавты", "Земля Санникова", "Турнир Детек-226

тивных Агентств" и другие. Выезды возникали как отклик на неимоверное желание игры и театра. Игра и театр рождали особую общность детей и взрослых, открывали таланты, обнажали проблемы, прорастали делами еже­дневной школьной действительности.

Среди наиболее важных технологий, описывающих современную жизнь школы, можно выделить годовой круг праздников и традиций.

Важно отметить, что годовой круг праздников яв­ляется неотъемлемой составной частью концепции и программы развития, элементом системы управления, средством духовного и деятельного единения всего школьного населения.

Праздники рождались и входили в жизнь по-разному: часть из них - традиционные для школьной жизни (первый и последний звонок, например); другие появились на свет от желания воплотить наяву идеи Пе­дагогики Успеха (Звездный час, День подарков); третьи пришли из традиций города. Каждый праздник создавал­ся в течение нескольких лет, в творческом процессе при-" нимали участие почти все учителя и ученики. Праздники и традиции - это стремление сделать школьную обыден­ность событийной.

Итак, традиционными становятся:

1 сентября - праздник нового учебного года (большой сбор учеников, учителей, родителей, выпускников, мно­гочисленных друзей школы, более 2500 близких к школе людей собираются в одном из концертных залов города в этот день на большую торжественную церемонию).

Октябрь - День учителя, праздник первоклассников "Мы - ученики".

Ноябрь - День подарков "просто так". (Праздник был придуман однажды в грустный осенний день, когда до Нового года было еще далеко. Замысел праздника очень прост - прийти в школу и сделать подарок "просто так" кому угодно: другу, соседу, учителю, ученику, коллеге, случайному встречному. Праздник сопровождается шум­ными акциями, творческими состязаниями. Девиз празд­ника: "И пусть никто не уйдет обиженным".

25 ноября - день рождения В.Н. Сороки-Росинского. Педагогические чтения имени В.Н. Сороки-Росинского. 227

(Школа претендует на честь носить имя замечательного педагога, идеи Викниксора школе очень близки, во многом педагоги считают себя духовными продолжателя­ми его дела).

30 декабря - новогодний карнавал (карнавал заполня­ет целый день - уроки, перемены; удивительные костю­мы, традиционная карнавальная "цепочка").

1 марта - праздник Весны (в этот день принято при­ходить в школу с цветком, выращенным в горшке, жела­тельно своими руками; праздник был учрежден для объ­единения двух традиционно альтернативных - 23 февраля и 8 марта).

Март - Книжкины именины (один из любимых праздников учеников первых-третьих классов).

Май - праздник "Виват Санкт-Петербург".

Праздничная ассамблея победителей Олимпиад, це­ремония награждения учеников премиями "Золотой и серебряный Бобер", учителей - "зеркальный Бобер". (Бобер - символ-талисман школы, очень важное для ее жизни существо).

Последний звонок.

25 мая - церемония вручения профессиональных премий "Звездный час". (Профессиональные премии "Звездный час" присуждаются педагогам школы по ре­зультатам опроса членов педагогического коллектива. Премии присуждаются по 12 номинациям, среди них:

"Золотое яблоко" - за романтизм и фантазию в работе с детьми; "Большая медведица" - за добрый консерватизм в работе; "Дебют" - за лучший дебют на профессиональном поприще и др. На церемонию, помимо учителей школы, приглашаются члены их семей, друзья школы).

Все это реалии дня сегодняшнего, но для любой раз­вивающейся школы день сегодняшний - часть дня зав­трашнего.

Многие планы школы связаны с идущим строитель­ством. Для школы строят Дворец, в котором будет все то, в чем она нуждается сегодня. Актовый и театральный залы для пяти театральных коллективов; телевизионная студия для коллектива школьной видеостудии, на счету которой более 50 фильмов и два детских фестиваля; спе-

228

циально оборудованные кабинеты для занятий классов социальной ориентации (журналистика, режиссура, театр и т.д.); помещения, в которых сможет расположить свой многочисленные мастерские Гейм-Клуб и свои лаборатории школьная академия творческих наук.

Образ завтрашнего дня прорастает из сегодняшнего, и видится он в качестве научно-педагогического объеди­нения имени В.Н. Сороки-Росинского. Обратимся к тек­сту официального документа, созданного в школе и яв­ляющегося достоянием учеников, родителей, педагогов.

Каковы основные признаки проектируемого нами учреждения:

1. Школа имени В.Н. Сороки-Росинского Мы строим живой памятник педагогу, чьи идеи лег­ли в основу нашей педагогической системы, стали фун­даментом Педагогики Успеха. Мы полагаем, что любые усилия, направленные на воспитание у наших учеников чувства гордости за историю собственной страны, не только оправданы, но и имеют первоочередное значение. История делается людьми. Виктор Николаевич Сорока-Росинский - гордость истории педагогики и Петербурга.

2. Научно-педагогическое объединение

В качестве одного из важнейших условий развития нашего образовательного учреждения выступает положе­ние о необходимости ориентации на непрерывный харак­тер образования. По отношению к учителям школы это непрерывное педагогическое образование, которое в на­ших условиях может быть реализовано только в том слу­чае, если каждый педагог помимо образовательных задач будет стремиться решать и научно-исследовательские. Научно-педагогическое объединение - это учреждение, в котором задачи воспитания и обучения решаются в орга­ническом единстве с задачами развития педагогической науки.

3. Объединение

Мы полагаем, что в структуру объединения войдут:

• несколько детских садов, работающих в микрорай­оне школы;

• начальная школа (прогимназия) "Школа на Пудожской";

229

• гимназия (средняя школа);

• центр дополнительного образования;

• колледж (со специализацией в области педагогиче­ского образования);

• в техническая школа;

• психолого-педагогический медико-социальный (ППМС) центр;

• в научно-исследовательский центр педагогического сопровождения.

Почти все названные подразделения уже включены в эксперимент, идет отработка и согласование общей про­граммы деятельности.

Приведем краткую характеристику каждого из на­званных учреждений.