Понимание процессов развития в педагогическом процессе
Что касается сущности психологического понятия "развитие", то оно в своей педагогической ценности обозначает поступательно-прогрессивные, количественные и качественные, психосоматические и духовные изменения в организме личности ребенка, совершающиеся в результате естественного обмена веществ, а также его вовлеченности в поток жизнедеятельности, особенно в специально педагогически организованные виды социально-позитивной деятельности, общения и отношений. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Общественные зависимости, отношения, общение, образующиеся в социальной деятельности людей, являются питательной средой образования человеческого, общественного начала в человеке. (См. дополнительный иллюстративный материал.) От богатства действительных общественных отношений личности зависит ее духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в разносторонне развитые человеческие способности к труду, творчеству, общественной деятельности, общению. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Связь обучения и развития человека - одна из центральных проблем, например, педагогической психологии. (См. дополнительный иллюстративный материал.) При ее рассмотрении важно отметить, что: а) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев) (См. дополнительный иллюстративный материал.); б) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Общими характеристиками развития являются:
необратимость;
прогресс/регресс;
неравномерность;
сохранение предыдущего в новом;
единство изменения и сохранения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса:
Так, согласно одной из них, обучение и есть развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка), хотя природа обучения (учения, научения) понимается всеми по-разному. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Согласно другой, обучение - это только внешние условия созревания, развития. Развитие создает возможности - обучение их реализует, или, другими словами, обучение идет в хвосте развития. Согласно Ж. Пиаже, мышление ребенка с необходимостью проходит через известные фазы и стадии. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Другими словами, развитие есть постепенное становление сущностных сил ребенка, реализация генетического фонда, всей психосоматической сферы под воздействием питания, взаимодействия организма с эколого-природной и социумной средой, а также воспитания, образования и обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проблемы для обсуждения: 1. Понятия "образование", "воспитание" и "обучение". 2. Возможные отношения между воспитанием и обучением. 3. Разные точки зрения на связь обучения и воспитания.
- Человек и культура
- 10.1. Особенности современной детской субкультуры
- Литература проблемы личности в различных образовательных моделях Тема 11. Ценности и цели образования
- 11.1. Смысл человеческого бытия и ценности образования
- Измерения человеческого существования
- Проблема смысла человеческого существования
- Представления о ценности образования базовых ценностях общества
- Ценности образования в российской педагогической школе
- 11.2. Образование - всеобщая форма развития личности и общества
- Связь образования и культуры
- Образование как система
- Тенденции развития современного образования
- 11.3. Образование как единство обучения, воспитания и развития
- Соотношение процессов воспитания и образования
- Понимание процессов развития в педагогическом процессе
- 11.4. Созидание человеком образа мира в себе самом
- Истоки понятия "образования"
- Образование как процесс и как результат
- 11.5. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение
- Образование в первобытном обществе и Древнем мире
- Образование в Средние века и в эпоху Возрождения
- Педагогические идеалы Реформации и Просвещения
- Особенности педагогического идеала в русской педагогике
- 11.6. Философские и психологические концепции образования
- Общие основания современных направлений образования
- Основные типы обучения
- 11.7. Проблема таксономии образовательных целей
- Цели обучения и цели образования
- Таксономия целей образования б.С. Блума
- 11.8. Идея непрерывного образования, его цели, содержание, структура
- Содержание и принципы непрерывного образования
- Теоретические основания принципов непрерывного образования
- Профессиональное самосовершенствование как условие реализации непрерывного образования
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 5. Адаптация к новой культурной
- Часть 4. Психология межэтнических отношений
- Глава 1. Межэтнические отношения и когнитивные процессы
- Глава 2. Развитие и трансформация этнической идентичности
- Глава 3. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
- Глава 4. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования
- Глава 5. Адаптация к новой культурной среде