logo search
Латушкина

2.2 Использование компьютерных технологий в процессе

реализации основных положений программы по музыке

Современный этап реформирования системы образования харак­теризуется радикальной корректировкой методологических позиций как в отношении содержания и способов преподавания отдельных дисциплин, так и внедрения современных технических средств в учебный процесс. Многое здесь зависит от унифицированности взгля­дов ведущих ученых и специалистов-практиков на программные тре­бования в различных отраслях педагогики.

Несмотря на позитивность создания вариативных программ, их подготовка в условиях конъюнктуры осуществляется порой с целью популяризации личных притязаний авторов в ущерб научно-методи­ческой значимости самих работ. Вследствие этого, отсутствие еди­ной методологии преподавания учебной дисциплины приводит, за­частую, к растерянности молодого педагога перед выбором оптималь­ного инварианта профессиональной деятельности. В подобной си­туации ему приходится рассчитывать исключительно на классичес­кие идеи апологетов педагогической науки, адаптируя их к совре­менным социальным условиям.

Вместе с тем в области общего музыкального образования по-прежнему актуальной и практически значимой является концепту­альная основа программы, подготовленной коллективом сотрудни­ков лаборатории музыкального обучения АПН СССР под руковод­ством Д.Б. Кабалевского. Кажущееся противоречие между масштаб­ностью социальных изменений, внедрением широко декларируемых инновационных технологий в учебный процесс учреждений образования всех уровней и постулатами 70-х лет XX столетия априори можно считать либо необоснованным, либо вовсе надуманным, в зависимости от методологической позиции и корректности оппонен­тов объективной оценки программы. Нередко для данной категории представителей музыкальной педагогики суждения о ее сущности, сводимые лишь к постижению детьми определений "трех китов", не представляются нонсенсом. В этой связи обращение к мнению А. Эйн­штейна: "То, что увидит исследователь в материале фактов, зависит от теории, которой он руководствуется", – становится весьма умест­ным [26, с. 66].

Вполне естественной, например, является реструктуризация пропорций художественного репертуара программы, проведен­ная в пользу увеличения национальных образцов музыки в респуб­ликах бывшего союза. Однако вряд ли можно подвергнуть сомне­нию обоснованную позицию авторов по отношению к творческой свободе педагога в выборе художественного материала, используе­мого на занятии: "Музыкальные произведения, включенные в про­грамму, надо... рассматривать лишь как примеры, поясняющие тип,характер и степень сложности музыки, которая может быть при­ влечена к данному уроку. Знания и опыт учителя подскажут ему, какие произведения он может включить в уроки взамен указанных в программе. Он не должен бояться этих изменений: штамп в педагогике плох всегда, когда же речь идет об искусстве, он особенно плох и даже опасен" [, с. 15]. Думается, составители программы уже тогда допускали паритетную замену художественного репертуара образцами национальной классической и народной музыки, что подтверждается хотя бы названием тем четвертого (третьего) класса. Ведь на примере каждого произведения, доступного для восприятия ребенка, можно с успехом решать те, или иные педаго­гические задачи урока. Многое обусловлено содержанием инфор­мационного обеспечения учебного процесса. К тому же из следующего положения выясняется, что "...для ведения занятий в школахсоюзных и автономных республик в эту программу должны бытьвнесены некоторые коррективы за счет включения своего родного,национального материала. Чтобы не перегружать программу, новыйматериал может быть включен в уроки частично в порядке замены, а не дополнения. Тематическое построение программы облегчит эту работу" [21, с. 29].

В активе оппонентов актуальности анализируемой программы, вероятно, есть обоснование необходимости учета в работе с детьми и подростками фактора музыкальной моды. Этот аргумент следует признать объективным. Разве можно было спрогнозировать в 70-е гг. XX столетия (времена с совершенно иной социальной идеологией), что за столь незначительный исторический период в обществе бурно разовьется "вакханалия музыкального шоу-бизнеса". Причем мно­гие его устроители и участники в подростковом возрасте, возможно, откровенно игнорировали музыку как вид искусства и предмет обра­зования. На фоне этого становится очевидным факт влияния на со­временную молодежь конъюнктуры общественного признания и соб­ственного благополучия, зачастую, вопреки ее истинным пристрас­тиям и наклонностям. В большой мере этому способствует динамич­ное совершенствование "мультимедийной" техники.

В свое время Д.Б. Кабалевский выявил корреляцию между афо­ризмом К.Д. Ушинского: "Запоет школа - запоет весь народ" [25, с. 4] и собственным: "Каждый класс - хор!" [21, с. 23], несмотря на несо­поставимость уровня развития технических средств обучения в 60-е гг. XIX и 70-е XX столетий. Признавая фактор моды категорией нестатичной, целесообразно в основе любой деятельности, особен­но педагогической, руководствоваться классическими эталонами как духовной, так и материальной культуры, принимая во внимание со­держание современных образцов цивилизации. Эта аксиома, как нельзя лучше, отражена в программных установках на творческую свободу учителя в подборе художественного материала, определении структуры урока и драматургии его фабулы. Вероятно, объективная оценка значимости влияния фактора современности и моды на эстети­ческие вкусы молодежи, данная составителями программы, предоп­ределила содержание тем восьмого (седьмого) класса.

В этом же ракурсе прослеживается решение проблемы учета потребностного фактора в детском творчестве на уроке музыки. Снижение ее значимости на практике начинается с утверждения мето­дической позиции учителя по отношению к стилю (императивному или сотворческому) ведения занятий, музыкальной избирательнос­ти учащихся, их свободе интерпретации художественного содержа­ния произведений. Особенно широкий спектр педагогических усло­вий, благоприятствующих удовлетворению эстетических потребно­стей детей, запрограммирован в методах создания "художественного контекста" и "музыкальных композиций" на уроке. Именно незави­симость личностного самовыражения ребенка экстраполируется в деятельность, именуемую творчеством.

Наконец, примечаниями технического характера к существующей программе, вызванными течением времени и, соответствующим ему социальным прогрессом, являются триместровое деление учеб­ного года в общеобразовательных школах, упразднение музыки как учебной дисциплины в 8-м классе и прогнозируемое внедрение мультимедийной компьютерной техники в творческий процесс на уроках музыки. Первое из них разрешается либо путем интегра­ции тем в соответствии с количеством триместров, либо оставле­нием структуры программы без изменений. Благодаря уплотнению учебного времени, рекомендуемого для изучения определенного объема художественного материала, возмещается отсутствие музы­кальных занятий в 8-м классе. Компенсация третьего примечания видится в применении компьютера на уроке музыки частично, или полностью, заменяя им существующие технические средства обу­чения без нарушения логики программных положений. От этого, несомненно, существенно завися эффективность и престижность музыкальных занятий, учебный интерес учащихся, реалистичность использования инновационных технологий в системе общего му­зыкального образования.

Таким образом, между объективным содержанием программы и ее современной инверсией действительно существуют техничес­кие разночтения. Однако они не имеют принципиального значения и характеризуются формалистичностью мышления их авторов. Вследствие этого, одним из вариантов компромисса между сторон­никами и оппонентами продолжения функционирования существу­ющей программы может стать ее переиздание с учетом факторов современности.

Как известно, одним из основных направлений совершенствова­ния системы образования правомерно считать внедрение в учебный процесс инновационных технологий преподавания всех, без исклю­чения, дисциплин. Масштаб проникновения данной идеи в сферу педагогической науки впечатлителен, что, безусловно, имеет пози­тивный смысл. Под ее эгидой проводит опыты и ученый, результа­том деятельности которого являются открытия, отличающиеся прин­ципиальной новизной, и учитель-практик, претворяющий их в учебный процесс. Вместе с тем настораживает эйфория и декларатив­ность, в контексте которых реализуется обозначенная идея. Зачас­тую наблюдается непонимание этимологии термина "инновация" и оттого неуместное манипулирование им. При сравнительном анализе массовости внедрения новаторских и рационализаторских предложений в последние десятилетия XX века и инновационных техно­логий в наши дни становится очевидной некоторая "фетишизация" этого понятия. В педагогике, порой, весь смысл сводится к модерни­стскому изложению учебного материала, представляемому иннова­ционным стилем преподавания. От этого теряется истинное значе­ние данной дефиниции.

В этой связи следует выделить два аспекта понятия инноваци­онных технологий применительно к сфере педагогики. Их суть сво­дится к внедрению в учебный процесс принципиально новых (не столько отличительных от прежних, сколько прогрессивных) методик преподавания дисциплин, с одной стороны, и новейших технических средств обучения - с другой. Учитель не сможет в полной мере увлечь детей традиционным изложением учебного материала в эпоху глобаль­ного окружения их мультимедиа-информацией без соответствующего технического обеспечения урока. Тем не менее, подобное состояние дел пока еще признается нормативным, хотя и имеющим тенденцию к эволюционным переменам. Более сложной оказывается ситуация для учителя, придерживающегося педагогических взглядов ретрограда. Формальное использование им компьютерной техники на уроке без определенной учебной цели, прочного знания его устройства и функ­циональных возможностей становится бессмысленным. По мнению В.А. Трусовой: "Когда все возможно, нужно точно знать, чего хочешь" [23, с. 1]. Весьма актуальным данное наблюдение является и для сис­темы общего музыкального образования. В силу специфичности этой отрасли педагогики, в меньшей степени представленной в области науки, проблема использования инновационных технологий в рамках ее компетенции особенно очевидна. Оптимальная модель решения сложившейся антиномии видится в интегративном внедрении в учеб­ный процесс прогрессивных методик преподавания и мультимедий­ных технических средств обучения на основе концептуальных поло­жений программы по музыке.

Известно, что программные требования рекомендательного харак­тера обусловлены задачами, принципами и методами их реализации. Так, основной смысл деятельности учителя на уроке заключается в фор­мировании у детей положительного эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия; стремления к осознанному пости­жению содержания музыкального искусства; деятельностно-практического воплощения творческих замыслов в процессе исполнения музыки. "Сверхзадачей", по мнению Д.Б. Кабалевского, является соот­несение художественного содержания произведений с жизненными прообразами, установление обусловленности музыкальной семанти­ки человеческим фактором. "Искусство, создаваемое человеком, - подчеркивал ученый, - создается им о человеке и для человека..." [7, с. 254]. Решение этих задач в современной общеобразовательной школе необходимо осуществлять прогрессивными методами с исполь­зованием соответствующих технических средств обучения.

Вполне понятно, что положительное эмоциональное отношение к музыке детерминировано соответствием ее художественного со­держания эстетическим потребностям учащихся, уникальностью информационного контекста и качеством воспроизведения звуковой записи. Безусловное лидерство в этом смысле принадлежит мульти­медийному компьютеру. Его технические достоинства дополняются мгновенным определением озвучиваемого сочинения, параллельной пост- или форкоммуникативной демонстрацией видеоклипов и те­матических заставок. Это стимулирует решение задачи перевода эмо­ционального уровня музыкального восприятия в стадию осознанно­го анализа художественного содержания произведения, его эвристи­ческого сличения с жизненными аналогами.

Проблема организации непосредственного творчества, практичес­кого перевоплощения эмоциональных переживаний в музыкальной деятельности на уроке решается также значительно эффектней при помощи компьютерной техники. Варианты осуществления этого могут быть разнообразны. Педагогически оправданным, например, представляется игра на детских музыкальных инструментах под пред­варительно записанную, или воспроизводимую на Midi-клавиатуре в реальном времени, фонограмму тематической пьесы. Дидактичес­кий смысл содержится и в воспроизведении звучания VST-инструмента, соответствующего по тембру одному из существующих му­зыкальных инструментов, демонстрируемых на экране дисплея. В игровой форме может осуществляться поиск заданного учителем ритма в компьютерной "библиотеке звуков" и т. д.

Эффективность реализации программных принципов тематизма, целостности, образности урока, интегрирующего значения музыкального восприятия в творческой деятельности также во мно­гом обусловлена рациональным применением компьютерной техни­ки на занятии. Проблема заключается лишь в знании ее функцио­нальных возможностей, овладении учителем навыками пользования стандартными и музыкальными программами (Cubase, Cakewalk Music Creator. Finale и т. д.), методической целесообразности приме­нения того, или иного устройства в определенный фрагмент урока.

От этих же факторов зависит эффектность методов организации учебного процесса на уроке музыки. Динамичность извлечения муль­тимедиа-информации, хранящейся в памяти компьютера, стимули­рует познавательный интерес учащихся, существенно упрощает про­цедуру обобщения тематического материала, изученного на уро­ке или в течение четверти (триместра); способствует реализации методов "забегания вперед и возвращения к пройденному"; выст­раивания драматургии занятия; размышления о музыке в различ­ных видах творческой деятельности; создания "эстетического контекста" и "художественных композиций"; выявления в му­зыке контрастов и сходств. Функции компьютерной техники, при­менимые в данном процессе, весьма представительны:

возможностей компьютерной техники, применимой на уроке музыки. Вполне прогнозируемо расширение ее технологического потенциала с последующей его адаптацией к условиям урока музыки. Между тем категорией относительно стабильной остается по-прежнему концептуальная основа общего музыкального образования детей и юношества, материализации которой призваны способствовать инновационные находки как в области преподавания, так и технического обеспечения учебного процесса.